Преподобный Антоний Сийский

20 (7 ст. ст.) декабря Церковь празднует память русского подвижника XVI века — преподобного Антония Сийского. Основанный им в Холмогорском районе Архангельской области Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, в 2020 году отмечает свое пятисотлетие. Антониево-Сийский монастырь имеет свою страницу в русской истории. С 1601 по 1605 годы здесь содержался в заключении, сосланный по указанию Годунова и постриженный под именем Филарета, боярин Феодор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Романова, а в декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов. В то время в числе братии подвизался дядя великого русского ученного, который подарил своему племяннику на дорогу новый крепкий тулуп.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Антония Сийского

Родители преподобного Антония были уроженцами Новгородской земли, отца его звали Никифором, а мать — Агафьей. В середине XV века они переехали в Двинскую область, в село Кехта, где обзавелись крепким и зажиточным хозяйством. Никифор и Агафья отличались особенным прилежанием к христианским добродетелям и благочестию, но долгое время не имели детей. Наконец, Господь внял их слезной молитве и даровал им чадо. Сын-первенец (будущий преподобный Антоний) во святом крещении был наречен Андреем, в честь святого апостола Андрея Первозванного. После него в семье родились еще и другие дети, но Андрей оставался всеобщим любимцем, благодаря своему тихому и незлобивому нраву, а также послушанию к родителям и трудолюбию. В семилетнем возрасте он был отдан для обучения грамоте и иконному письму.

После кончины родителей Андрей ушел в Новгород. Здесь он поступил на службу к одному боярину, который приходился ему дальним родственником. По прошествии пяти лет Андрей сочетался браком, но через год жена его умерла, а вслед за ней — преставился и боярин. В этих событиях Андрей усмотрел особый Промысл Божий: он вернулся на малую родину, раздал нищим свою часть родительского наследия, а далее двинулся в новый путь, чтобы навсегда оставить мирскую суету и принять святой ангельский образ.

Когда он шел в Каргопольские пределы, прославившиеся своими монастырями и подвижниками, то удостоился чудесного видения, которое оказало решающее влияние на всю его последующую жизнь. Перед ним предстал световидный старец в белых ризах и с крестом в руках. «Возьми, — произнес он, — крест свой и вслед меня гряди; подвизайся и не бойся козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных, пустыннаго воспитания, и явишься наставником множества иноков». Старец осенил его крестом и, сказав еще: «Сим побеждай лукавых духов», — стал невидим.

Достигши тридцатилетнего возраста, Андрей принял постриг в Спасо-Преображенском монастыре, расположенном на реке Кене. Настоятель обители — преподобный Пахомий Кенский, ученик преподобного Александра Ошевенского, сам взял на себя духовное руководство молодого инока и вскоре благословил его на священнический сан. Антоний снова пошел в Великий Новгород и там принял рукоположение от святителя Моисея, архиепископа Новгородского. Вернувшись в обитель, он с еще большим рвением занялся духовным деланием и работой на различных иноческих послушаниях. Благодаря своей значительной физической силе Антоний трудился за двоих или даже за троих, прилежа более всего к земным трудам: он валил деревья, корчевал пни, работал в огороде. Особенно же любил он ухаживать за больными в монастырской богадельне, исполняя Христову заповедь о любви к ближнему.

Но, помня давний завет световидного старца, Антоний, с годами, все усерднее стремился к большему уединению. Испросивши благословение у игумена, он, с двумя иноками — Иоакимом и Александром, отправился в поисках удобного места для безмолвия и молитвы, чуть позднее к ним присоединись еще четверо пустынножителей. Первоначально отшельники обосновались в дремучих лесах возле речки Шелексы. Они поставили небольшой храм, кельи, расчистили землю под пашню. Здесь, в самых суровых условиях, подвижники провели около семи лет, пока жители близлежащей деревни, не желавшие иметь по соседству с собою монастырь, не вынудили их покинуть с такими трудами обжитое место.

Незлобивые иноки с кротостью и упованием приняли новое для себя испытание и, от души простивши своих обидчиков, опять отправились в странствие, чтобы найти более подходящее место к уединению. Божиим Промыслом они повстречались с одним звероловом, по имени Самуил, который, узнав о цели их путешествия, привел братию к небольшому полуострову на Михайловом озере, через которое протекала речка Сия. Здесь, посреди болот и девственных лесов, не было крестьянских поселений, но, заходившие сюда иногда промысловики временами слышали колокольный звон, пение иноков и даже видели, что монахи рубят лес. Поэтому среди окрестных жителей давно уже укрепилось мнение, что красивейшее это место Самим Богом предназначено для монастыря.

Иноку Антонию исполнилось уже 42 года, когда монахи принялись обживать эти непроходимые дебри. Поначалу им было очень тяжело. Однажды братия уже хотела было разойтись от голода, но преподобный попросил их немного подождать, а сам стал слезно молиться о спасении новосозданной обители. В это время появился неизвестный человек, привезший с собой муку, хлеб, масло, и деньги на устройство монастыря. Объяснил, что едет в Новгород, обещал на обратной дороге зайти, после чего удалился и никогда здесь больше не бывал.

Вскоре Господь явил и другое чудо, чтобы подкрепить иноков в намерении не покидать свою пустынь. Однажды, сборщик податей из Новгорода, некто Василий Бебрь, решился нанять ватагу разбойников, чтобы захватить монастырское имущество: он подумал, что у отшельников должно быть много денег. Но, когда они подошли, то увидели вдруг вокруг монастыря отряд вооруженных воинов и, с большим испугом, возвратились обратно. Через некоторое время Василий смог точно выяснить, что у монастыря никогда не было никакой вооруженной охраны, и он понял, что Сам Господь сохранил черноризцев ради молитв Антония. Слезно раскаявшись, Василий испросил прощения и этот случай принес обители широкую известность и славу среди местных жителей.

Когда число братии сильно увеличилось, Антоний отправил в Москву, к великому князю Василию III двух ближайших своих учеников — Исаию и Александра, с прошением учредить Свято-Троицкий монастырь и даровать ему земли, так как число иноков быстро росло. Просимое было получено, к тому же великий князь дал обители все необходимое для первоначально обустройства.

Усердием Антония в монастыре были возведены деревянный храм во имя Пресвятой Троицы, а также церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и надвратная церковь посвященная преподобному Серию Радонежскому, память которого святой Антоний особенно почитал. Во время игуменства преподобного Антония было положено начало большой монастырской библиотеке. Переписыванием книг, по примеру монахов Киево-Печерской Лавры, занимались сами насельники. По отписному списку, составленному в 1556 году преподобным Антонием для нового игумена Кирила, в библиотеке числилось уже 66 книг.

Преподобный Антоний, наряду с преподобными Алимпием Печерским и Андреем Рублевым почитается еще и как небесный покровитель русских иконописцев. Главной святыней Сийского монастыря была чудотворная икона Пресвятой Троицы, написанная, по преданию, самим преподобным Антонием.

Написание иконы Святой Троицы по повелению преподобного Антония Сийского. Москва. ГИМ

Известны случаи прозорливости игумена Антония. Некоторый инок Филофей по молодости поддался вражескому искушению: он страдал сильным унынием и совсем уже решился уйти «из монастыря в край чужой, жениться и в миру жить». Филофей никому не говорил о смущавших его помыслах, но Антоний, найдя подходящий момент, сам кротко обличил его и наставил на путь спасения. Пораженный чудом, Филофей внял наставлениям игумена и, по его святым молитвам, приобрел душевный мир и спокойствие от брани.

В другой раз, на праздник Преображения Господня, монастырские трудники всю ночь ловили рыбу, но ничего не смогли поймать. Тогда игумен благословил их идти на озеро к мысу Красный Нос. Здесь улов оказался настолько удачным, что этой рыбы хватило еще на долгое время, а рыбная тоня была названа Антониевой.

Чудо преподобного Антония Сийского о большом рыбном улове. Москва. ГИМ

Два раза за время своего игуменства в обители Антоний удалялся из нее в глухие и безлюдные места для совершенного безмолвия, но, внимая молению братии, возвращался обратно к пастырскому служению. Незадолго до своей кончины от тяжких трудов и многолетнего поста Антоний настолько ослабел, что в храм его водили под руки, и он был вынужден молиться сидя. Преставился игeмен Антоний в глубокой старости 20 декабря 1556 года, после 36 летнего управления обителью. Перед переходом в мир иной он составил духовное завещание для иноков, которое сохранилось и до нашего времени. Антоний учил братию: «живите в общежитии равно духовно и телесно, пищею и одеждою, по заповеди святых отец. На трапезе строителю (игумену) пищи и пития, сверх братского продовольствия, ничего не прибавляйте. Также равно и одежда, и обувь должна быть одинаковою. Хмельного пития в монастыре не держите… Нищих же кормите в довольстве и милостыню подавайте, да не оскудеет место сие святое…»

Умирая, он утешал своих учеников, говоря, что «настал день его покоя, и им подобает более радоватися, нежели печалиться». Тело свое он завещал бросить в болото, однако монахи наотрез отказалась исполнить такую его волю. Мощи игумена Антония погребли под спудом у южной стены храма Троицкого собора, впоследствии там был возведен церковный придел, посвященный преподобному. Над гробницей находился образ Пресвятой Троицы, который написал сам Антоний.

 

Почитание преподобного Антония Сийского

Местное почитание преподобного Антония Сийского началось сразу после его преставления. Общероссийское прославление преподобного состоялось на Соборе 1579 года, при непосредственном участии двух ближайших его учеников — игумена Питирима и инока Филофея, который составил и первый вариант Жития Антония (по другим данным первая редакция Жития была составлена священноиноком Ионой).

Впоследствии Житие это было доработано сыном Ивана Грозного — царевичем Иваном Ивановичем, он же написал и службу преподобному (со временем, в связи с некоторыми каноническими требованиями, в Месячную Минею был внесен другой текст для богослужения). Позднее появились еще и иные редакции Жития, в том числе виршевые (стихотворные). Авторами последних, по мнению специалистов, были простые люди. По стилю, тональности, ритмике эти тексты явно связаны с северным народным словотворчеством.

В уставных указаниях за 1610 год говорится: «Служба Антонию Сийскому поется, егда еклесиарх разсудит». В печатной Минее 1620 года отмечена только память святого, без службы, а в Уставе Успенского собора Московского кремля на день памяти Антония Сийского имеется указание: «пети по общей Минеи». В 1636 году, по благословению патриарха Иоасафа, на день памяти преподобного Антония была составлена новая служба.

 

Тропарь и кондак преподобному Антонию Сийскому

Тропарь, глас 1.

Желанием духовным распалився, мятеж мирских отринув, ко Единому же Богу любовию прилепися, и Того вседушне взыскуя, во внутреннюю пустыню отиде, при водах вселися, идеже в слезах и трудех пребывая многолетное время, в терпении мнозе, житие ангельско проходил еси, в наставлении Божественнаго разума, стадо инок собра мудре, ихже посещая не остави Антоние преподобне отче наш, Пресвятей Троице моляся, от зол всяческих избавити, и спасти душа наша.

Кондак, глас 8.

От юности преподобне плотскую волю в постех и молитвах истончил еси, крест свой взем, Христови последова. Темже и к вышним радостно течение устремил еси, идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши. Но и ныне стадо твое посещая, поминай чтущих пресвятую память твою, да вси благодарне вопием ти, радуися богомудре Антоние, наставниче наш пустынныи.

 

Преподобный Антоний Сийский. Иконы

Иконография Антония Сийского начала складываться в последней четверти XVI в. Иконописные подлинники описывают облик святого следующим образом: «Сед, плешив, лицем скуд, брада разсохата, пять космочков, аки Антония Печерскаго поуже, риза преподобническа, испод празелень з белилом». На двух сохранившихся житийных иконах середины XVII века преподобный представлен в молении Святой Троице; на полях изображены 20 клейм с сюжетами его жития: основание обители на реке Шелексе, основание Свято-Троицкого монастыря, Антоний Сийский поселяется в келье у озера Падун и прочие подвиги преподобного; в последнем клейме изображен составитель жития Антония Сийского с раскрытой книгой в руках (на листе надпись: «жытие»).

Преподобный Антоний Сийский. Рисунок (перевод с иконы). XVI век. Сийский иконописный подлинник, л. 362
Преподобный Антоний Сийский с житием. XVII век. Из Троицкой церкви с. Ненокса в Поморье поступила в собрание Краеведческого музея Архангельской области
Преподобные Сергий Радонежский и Антоний Сийский. XVII в. В 1923 г. из Ризницы Соловецкого монастыря поступила в Архангельский областной краеведческий музей
Преподобный Антоний Сийский, с житием. XVII век. Музей «Коломенское»
Преподобный Антоний Сийский. XVII век. Архангельский музей изобразительных искусств
Преподобный Антоний Сийский. XVII век
Преподобный Антоний Сийский. (фрагмент). XVII в. Из церкви Рождества Христова д. Большая Шалга Каргопольского района Архангельской области. С 1965 г. в Архангельском музее

 

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь

Основание Свято-Троицкого монастыря восходит к 1520 году, когда на месте будущей обители поселились первые иноки во главе с преподобным Антонием Сийским. К новоустроенному монастырю весьма благоволил царь Иван Васильевич Грозный. В годы его правления сюда были пожалованы лесные и земельные угодья, соляные промыслы. В 1545 г. монастырь получил судебные и финансовые льготы, тогда же упоминаются его подворья в Холмогорах, Уне, Неноксе.

В монастырском помяннике, среди прочих вкладчиков и благодетелей, указаны имена первых русских царей: Василия ІІІ, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Бориса Годунова. В более поздние времена Сийский монастырь посещали также представители рода Романовых: императоры Александр Первый и Александр Второй и ряд других августейших особ.

Троицкий собор Антониево-Сийского монастыря

В допетровский период Антониево-Сийский монастырь был одним из самых значимых монастырей Русского севера. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское Евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После секуляризации церковных земель Сийский монастырь, как и многие другие, пришел в некоторый упадок, но в 19-ом веке, благодаря развитию миссионерской деятельности среди народов севера, он начал заметно оживать. В начале 20 века паломников встречал здесь перезвон 20-ти колоколов, поражала красота покрытых позолотой иконостасов, еще можно было поклониться святым мощам преподобного Антония и помолиться у древних образов Святой Троицы и Богородицы «Смоленская».

После революции монастырь был закрыт и уцелевшие здания использовались в хозяйственно-бытовом назначении. Богатейшая ризница Сийской обители, в которой находилось более двадцати тысяч православных изданий и целая коллекция ювелирных изделий, имеющих историческую ценность, была изъята и передана в музеи. Однако и до сей поры, сохранилась неповрежденной главная святыня обители — могила ее основателя, преподобного Антония.

Ансамбль Антониево-Сийского монастыря

С 1992 года здесь возрождается иноческая жизнь. В 2020 году Антониево-Сийская обитель отмечает свой 500-летний юбилей.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля