Андрей Павлович Попов, протоиерей

Андрей Павлович Попов, протоиерей (1883–1942)

Будущий старообрядческий священник Андрей Павлович Попов родился 21 октября (8 октября с.ст., день Ангела — 17 октября с.ст.) 1883 года (в архивных документах значится датой рождения 1871 год.) в деревне Задворка Воскресенского уезда Нижегородской губернии. И сейчас д. Задворка входит в состав Богородского сельсовета Воскресенского района Нижегородской области и располагается на правом берегу р. Ветлуги — притоке великой Волги.

Родители Андрея Попова, Павел Егорович и Пелагея, были потомственными крестьянами-старообрядцами. В семье Поповых, кроме Андрея, еще были сыновья Александр и Николай и дочери Любовь, Марья и Анна. Поповы ходили молиться в соседнюю деревню Будилиху Воскресенского уезда Нижегородской губернии, поскольку в самой д. Задворке старообрядческого храма не было.

В д. Будилихе находилась старообрядческая деревянная церквушка. В великие двунадесятые праздники в храме собиралось столько прихожан, что многие не вмещались и приходилось молиться в притворе или на улице. Известно, что Андрей хотел стать учителем и даже окончил учебное заведение, после чего вновь вернулся в родную деревню.

Духовным отцом семьи Поповых был старообрядческий священник д. Будилиха о. Никандр Иванович Колин. На великие праздники в Будилиху приезжал Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский и Костромской. Около 1910 года Андрей Попов взял себе в жены девицу Александру Колину, сестру о. Никандра. После венчания супруги поселились в доме Поповых. Александра была младше мужа на два года.
 

Рукоположение во священника. Служение в Нижегородской губернии

2 февраля 1911 года епископом Иннокентием (Усовым), Нижегородским и Костромским, Андрей Попов был рукоположен во священника на приход старообрядческого храма во имя Илии Пророка в с. Ковернино Нижегородской губернии (сейчас это поселок городского типа в Нижегородской области). Поселился новопоставленный иерей Андрей в Ковернино с супругой и двумя сыновьями — Иваном и Василием. Уже в скором времени Поповы обжились на новом месте. В 1916 году у них родился сын Петр. За труды по обустройству храма в с. Ковернино о. Андрею по благословению епископа Иннокентия прихожанами храма был подарен наперсный крест.

О.Андрей и м.Александра Поповы с сыном. Фотография из архива Покровского старообрядческого храма г. Ржева
О. Андрей и м. Александра Поповы с сыном. Фотография из архива Покровского старообрядческого храма г. Ржева

 

Полковой священник о. Андрей

3 июля 1916 году отец Андрей архиепископом Мелетием (Картушиным) Московским по благословению епископа Иннокентия был «послан на фронт военных действий для исполнения духовных треб». И до самого окончания Первой мировой войны о. Андрей служил на фронте полковым священником. Он был одним из четырех старообрядческих священников, дозволенных правительством для прохождения служения при армейских частях.

На фронтах Первой мировой войны
На фронтах Первой мировой войны

За доблесть, проявленную во время войны, он был награжден Георгиевским крестом. Пока отец Андрей был на фронте, его семья жила в д. Задворка у отца священника — Павла Егоровича Попова. Вернувшись с войны в родную Задворку, уже после революции, о. Андрей понимал, что здесь оставаться опасно, наступал не менее страшный период в жизни людей. Ко многим приходили с обысками, отбирали имущество, арестовывали. О. Андрей прятался в д. Будилиха у родственников своей супруги.

Уникальная, единственная в своем роде фотография. Старообрядческий священник о.Андрей Попов с воинами-старообрядцами во время Первой мировой войны. Фотография из архива Покровского старообрядческого храма г.Ржева
Уникальная, единственная в своем роде фотография. Старообрядческий священник о. Андрей Попов с воинами-старообрядцами во время Первой мировой войны. Фотография из архива Покровского старообрядческого храма г. Ржева

 

Пастырское служение о.Андрея во Ржеве

В 1918 году у Поповых родилась дочь Антонина. Вскоре о. Андрей был переведен во Ржев священником в 1-го Покровский старообрядческий храм. С 21 сентября 1920 года Поповы стали проживать во Ржеве — сперва о. Андрей с матушкой, а постепенно и перевезли всех детишек. Ржевская купеческая семья Немиловых, которые помогали при строительстве 1-го Покровского храма, предоставила семье о. Андрея квартиру в одном из своих домов по улице Большой Спасской. Позднее семья Поповых проживала по адресу: ул. Калинина, квартал 130, д. 70/50. Отец Андрей был отзывчивым, добрым пастырем, неустанным проповедником Слова Божия, много делал для благоукрашения Покровского храма.

1-й Покровский старообрядческий храм в г. Ржеве
1-й Покровский старообрядческий храм в г. Ржеве

Особенно много энергии, сил отец Андрей уделял церковному хору, ведь он хорошо знал крюковое пение. В Покровском храме регулярно, особенно накануне великих праздников, проходили спевки. Ученики были разделены на две группы: младшую и старшую. 4 ноября 1923 года епископом Геронтием (Лакомкиным) Петроградским и Тверским о. Андрей был возведен в сан протоирея, награжден вторым наперсным крестом «за усердное отношение к пастырским обязанностям».

В том же 1923 году у Поповых родился сын Евгений, в 1925 году — Павел, а в 1927 году — Виктор. После окончания средней школы старшие сыновья Петр и Василий уехали в Ленинград; Василий поступил в институт, Петр — на работу. Вместе с о. Андреем в Покровском храме служил диакон Иоанн Лоскутов. Регентами клиросов церкви были Валентина Яковлевна Цыбина и Екатерина Григорьевна Куричкова.                 

В доме о. Андрея в разное время бывали многие известные старообрядцы: Яков Алексеевич Богатенков — иконописец, публицист, руководитель «Братства Честнаго и Животворящего Креста»; священник Макарий из Погорелого Городища (ныне — село в Зубцовском районе Тверской области). О. Макарий познакомился с о. Андреем на фронте во время Первой мировой войны.

По воскресным вечерам прихожане Покровского храма собирались на религиозные беседы. Называлось это «Братство», по подобию «братства имени священномученика протопопа Аввакума» на Громовском кладбище в Ленинграде. Беседы, посвященные библейским темам, истории церкви, старообрядчества  вел сам о. Андрей.
 

Репрессии против служителей 1-го Покровского старообрядческого храма

30 апреля 1930 года в дом к Поповым пришли сотрудники Ржевского Окружного отдела ОГПУ с ордером № 75 на обыск и арест о. Андрея. При обыске было изъято:

  1. Двенадцать конспектов разных проповедей (неразборчиво);
  2. (неразборчиво) записи Собора;
  3. Две тетрадки с программами пения и Закона Божия;
  4. Две тетрадки с духовными стихами;
  5. Три записных книжки Попова;
  6. Разная переписка как от руки так и на машинке (неразборчиво), 82;
  7. (неразборчиво) самодельных свечей, коих насчитывается фунтов 12» [1].

Кроме о. Андрея были арестованы диакон Иоанн Лоскутов, регенты Валентина Цыбина, Екатерина Куричкова и другие активные миряне.

Ордер на обыск и арест священника Андрея Павловича Попова. Архивное уголовно-следственное дело № 20726с
Ордер на обыск и арест священника Андрея Павловича Попова. Архивное уголовно-следственное дело № 20726с

 

Начались бесконечные допросы…

Допрос о. Андрея Попова от 3 мая 1930 года:

В 1921 году я по требованию общего собрания прихожан, делал попытку преподавать «Закон Божий» детям гор. Ржева, но (неразборчиво) власть тогда — же в 1921 г. Запрет (неразборчиво), — я «закона Божьего» не преподавал. Хоровые кружки из молодежи при церкви в которой я служу, были созданы еще до моего приезда в Ржев, а ныне существующий хоровой кружок молодежи примерно чел. около 40 организован Цыбиной Валентиной Яковлевной — член церкв. сов. Лет 35-ти  — Девица — лет 35, дочь торговца — прож. по ул. Бехтерева № 88 в собств. доме.
 

Моего участия в этой организации кружка небыло. В этом кружке молодежь от 12–13 лет, до 20 лет. Дети в большинстве рабочих и служащих. Хор. кружок работает бесплатно. В 1927 г. я сделал указание мирянам-прихожанам в частном порядке, с ними, о необходимости ходатайствовать перед властью о создании при приходе-при церкви О-ва (общества примечание автора) «Изучения истории старообрядчества и его быта» и обещая поставить это дело на должную высоту но кажется это небыло разрешено, и о-во не существует, а тем не менее чисто сердечно признаюсь что проповеди затрагивающие принципиальные установки подобного о-ва я произносил в храме после богослужения. Эти проповеди я читал и по день ареста.       

Хор 1-й Покровской старообрядческой церкви г. Ржева
Хор 1-й Покровской старообрядческой церкви г. Ржева

По существу обнаруженных у меня при обыске материалов–рукописей и (неразборчиво) могу показать следующее:
 

1) о рукописях «об антихристе и его печати» рукописи писаны мной собственноручно из книги епископа Арсения без моих комментариев и составлял я их как бы тезисно для бесед с прихожанами во время богослужения, это составлялось в прошлую зиму — т.е. в 1928/29 г. Эти тезисы я составил с той целью чтобы доказать прихожанам что Советская власть не есть антихрист и что он еще не пришел, но я лично верю что Антихрист придет не заметно…
 

4) о письме под Заголовком: «Ты усердный проповедник». Это письмо я писал Валентине Яковлевне Цыбиной при подарке ей библии в переплете. В день Ангела. Эту библию я ей заносил на дом. Цыбина также бывала у меня дома в день Ангела. И в этот же день был весь церковный совет. В 1929 г. я праздновал в сентябре свой день Ангела — были:
 

1) Пред. церк. Совета Седов Константин Ив. б/торговец до 1928/29 г. лет 50 прож. в собственном доме по Смольной ул. № 40 или 46 кв. 117. 2) Член церковного совета Долгополов Григорий Кузьмич б/торговец до 1929 г. прож. на кв. по ул. Декабристов. — лет 54. 3) церк. староста Цыбин Яков Федорович б/торговец до 1929 г. прож. в собств. доме по ул. Бехтерева № 88. Лет 70. Отец Цыбиной Вал. 4) церк. сторож Гончуков Аким Денисович живет при церкви в сторожке. 5) Дьякон Иван Павлович 47 лет, женат. (неразборчиво). Разговоров о религии и о политике небыло.

Дом, в котором проживал Долгополов Г. К. в г. Ржеве
Дом, в котором проживал Долгополов Г. К. в г. Ржеве

5) об адресе преподнесенном мне: Этот адрес мне преподнесли в знак благодарности за мою службу священника больше незачто примерно в 1923/или в 1924 г. Из лиц подписавшихся на этом адресе: Поганкин Александр Федорович — проживает по (неразборчиво) ул. В собств. доме — служит в льноторге, был тогда председателем церковного совета. — лет 47. Немилов Сергей Степанович  — лет 31-33 сын б/заводчика по Кожевенной части — во Ржеве знаю что был судим за растрату в чулочной артели — рез. суда не знаю и где он точно не знаю; По слухам живет в Москве был на Пасху здесь я был у него при обходе  — по ул. Коммуны № 47 кажется квартал 139. Попов Макар Максимович — рабочий ф-ки «Ральф» и теперь там работает. Берсенев Борис Афанасьевич — лет 28-30 проживает в коммунальном доме по Кооперативной и Октябрьской угол. — служит кажется в Потребсоюзе  Кто именно из них составлял этот адрес я не знаю.
 

7) о стихотворении посвященном Богатенкову. Это стихотворение я не сочинял, а сочиняли участники хорового кружка во время лекции Богатенкова — это было примерно в 1926 г. точно не знаю — я не перепечатывал на машинке. Богатенко — житель гор. Москвы — священнослужащий, приезжал в Ржев раза три где читал лекции: «Искусство старообрядческого пения».
 

Чистосердечно признаюсь после того как мне было предъявлено письмо хористов на мое имя, что я действительно в хоровом кружке принимал участие, что выразилось в моих наставлениях как выполнять крюки.» [2].               

Анкета священника Попова Андрея Павловича. Архивное уголовно-следственное дело № 20726с
Анкета священника Попова Андрея Павловича. Архивное уголовно-следственное дело № 20726с

При конвоировании Попова 3 мая с.г. с допроса в ИТД, по пути следования у него конвоем было изъято 2 письма, в которых он пишет:
 

Первое письмо:

Петя (сын) будьте осторожны в словах, зная одно, что ничего не знаю, так и мама. Катю и Валю вероятно будут допрашивать, говорили-бы: вопросом религиозным интересуемся, о. Андрею задавали вопрос и он нам отвечал. Мы просили, чтобы он эти ответы делал для более широкого оповещения, но он отказывался и говорил, что законом запрещено, тогда мы ходатайствовали  об открытии общества по изучению религиозности и безбожнических вопросов, но нам не разрешили и мы перестали более об этом хлопотать. Никаких собраний не делали, кроме молебнов, на которых доклады говорили, как это делается в других церквях. Петя приберитесь кое в чем.

Второе письмо:

…Благовейная христианка Анна Карповна, сердечно благодарю Вас за Ваше ко мне любовное отношение и за Ваши хлопоты обо мне. Я арестован ОГПУ, то следовательно и приговор обвинения вероятно вынесет только ОГПУ. В Нарсуд едва ли мое дело передут. Если-бы подавать кассацию, то дело-бы обстояло лучше, тогда можно было-бы подавать кассацию выше, но если дело решать будет ОГПУ единолично, то дело будет хуже, да, тогда я лишаюсь возможности подавать кассацию.
 

Тогда только один выход: писать ходатайство Калинину за подписью прихожан рабочих и ехать лично к нему с депутацией. В ходатайстве нужно выявить, что я крестьянин, сын бедняка, имею сельской школы образование, никакой агитации против власти никогда и ни где не вел и прочите освобождения. В противном случае указывайте, что мы рабочие вынуждены будем этот арест нашего священника рассматривать не иначе, как давление на нашу религиозную совесть» подпись — узник. Протоирей Андрей» [3].

 

Допрос от 28 мая 1930 года

Вопрос: были-ли Вы на похоронах утонувшего в реке Ваулина и что Вы говорили ка на его могиле и церкви? Ответ: на похоронах Ваулина я был, как в церкви, так и на кладбище. Мы миссия на этом процессе заключалась в отпевании умершего. Я его отпел и никакие речи, ни в церкви ни на могиле непроизносил.
Вопрос: скажите, когда, по какому случаю Вы дарили и с какой целью, Цыбиной книгу об «Антихристе»? Ответ: Книгу об «Антихристе» я подарил Цыбиной Валентине в 1928 году в день ее Ангела, с надписью: «на добрую память в день Ангела Валентине Яковлевне Цыбиной от духовного отца протоиерея Андрея Попова, 10-го февраля 7336 лета г. Ржев». — так, как Цыбина заинтересовалась моими проповедями об антихристе и спросила меня, откуда я беру материалы для этих проповедей. Я ей тогда ответил, что беру эти материалы из книги, уральского старообрядческого епископа Арсения из его нелегального издании, напечатанного за границей в 1888 году…» [4].

Допрос от 31 мая 1930 года

В самом Ржеве «Братства» не существовала, таковое «Братство» существовало до 1929 г.  в гор. Ленинграде. «Братство» имело свою канцелярию на Громовском кладбище, и на одном заседании «Братства» я — был в то время когда был на съезде — в мае-апреле месс. 1928 г. Я на этом (съезде) заседании был в качестве зрителя. На заседании — же «Братства» читались доклады, на какую тему не помню, пелись стихи и одно стихотворение я получил на этом заседании в виде (неразборчиво). Эти гимны перепечатывал-размножал на машинке мой сын Петр — 15 лет. Обнаруженное у меня при обыске стихотворение под заголовком: «Ленинградскому старообрядческому Братству», печатал я лично в 1929 г. На этом стихотворении в конце есть строчные буквы Р. С. Б. что они означают не знаю.
 

Во изменение своих показаний сознаюсь, что эти буквы означают «Ржевское Старообрядческое Братство». Братства-же у нас небыло, а была группа. В этой группе было человек пять-шесть, а именно: 1) Цыбина В. Я. 2) Куричкова Е. Г. 3) Сазонова Мария Васильевна — уехала из Ржева 4) Сарафанникова Ольга Ивановна живет в Ржеве по ул. Декабристов, (неразборчиво) 3 арестованных мужчин никто в «Братстве» не состоял.    

Дом, в котором проживала Куричкова Е. Г. в г. Ржеве
Дом, в котором проживала Куричкова Е. Г. в г. Ржеве

Инициатором создания «Братства» в нашем храме, являлся иподьякон Троицкой церкви — «Окружников» в гор. Ржеве (старообрядческий храм Троицы Живоначальной примечание автора) — Григорий — умер в 1928 г. Священником в этой церкви является Никифор. Из кого состоит совет, я не знаю.

По существу обнаруженной у меня при обыске книжечка «Дамаскина — Рука» она мною получена от Архидьякона Ленинградского Громовского кладбища Анисима в 1927 г. Этот Анисим уехал  на родину за границу — в Бессарабию, в каком году уехал я не знаю. Об этом мне сказал Епископ Геронтий когда был у меня в 1929 г. и в 1930 г. в Апреле месяце. Обстоятельства при которых Анисим уехал за границу, рисуются в следующем: Мне Епископ Геронтий в — беседе со мной сказал, что Анисим был назначен Собором в 1927 г в епископы (неразборчиво), но он не пожелал якобы принять этот сан и скрылся.» [5].

Обвинительно заключение По следственному делу № 354 по обвинению

1/ Попова Андрея Павловича 2/ Берсенева Бориса Афанасьевича 3/ Цыбиной Валентины Яковлевны 4/ Долгополова Григория Кузьмича, 5/ Куричковой Екатерины Григорьевны, 6/ Седова Константина Ивановича, 7/ Лоскутова Ивана Павловича, По ст. 58 п. п. 10 и 11 У. К.

В апреле м-це с. г. в Ржевский Окротдел ОГПУ поступили сведения, (неразборчиво), что протоиерей 1-й Покровской в г. Ржеве старообрядческой церкви Попов Андрей Павлович, группирую вокруг себя наиболее реакционно настроенную часть церк. совета из числа б. торговцев, как-то: Берсенева Бориса Афанасьевича, Долгополова Григория Кузьмича, Седова Констатина Ивановича, диакона Лоскутова Ивана Павловича, регеншу церк. хора Цыбину Валентину Яковлевну и хористку Курикову Екатерину Григорьевну, — с участием указанных лиц в разное время организовывал кружки по преподаванию закона Божьего и изучению истории старообрядчества, ревнителей, сестричества, братства и т.п., на которых внедрялись детям и вообще слушателям идеи к.р. порядка, указывалось на необходимость сохранения старообрядческой церкви сов семи ее старыми монархическими традициями, читались и проповедовались изречения о якобы наступившем периоде антихристово царствования в России и т.п. В силу указанных сведений перечисленные лица были подвергнуты обыску и аресту [6].

Один из обвинительных листов архивного уголовно-следственного дела № 20726с
Один из обвинительных листов архивного уголовно-следственного дела № 20726с

 

Приговор ржевским старообрядцам

10 сентября 1930 года дело № 354 по обвинению ржевитян-старообрядцев слушала Тройка ПП ОГПУ по Запобласти [7]:

Слушали: Постановили:

Дело № 11214 (354) по обвинению Попова Андрея Павловича, Берсенева Бориса Афанасьевича, Лоскутова Ивана Павловича и друг. В том числе 7-ми (неразборчиво) по 58/10 и 11 ст. УК.

1) Попова Андрея Павловича, 2) Берсенева Бориса Афанасьевича, 3) Лоскутова Ивана Павловича — заключить в концлагерь сроком пять лет каждого.

4) Седова Константина Ивановича, 5) Долгополова Григория Кузьмича, 6) Куричкову Екатерину Григорьевну — заключить в концлагерь сроком на три года кажд.

7) Цыбину Валентину Яковлевну — выслать через ПП ОГПУ в Сев. Край сроком на три года, считая срок всем семи с 4/5-30 г. —

Секретарь Тройки

 

Дальнейшие испытания

Весной 1932 года в Ленинграде был арестован сын о. Андрея — Василий вместе с другими членами братства имени протопопа Аввакума. Он был осужден на пять лет ИТЛ. В 1932 году в Нижегородской области был убит о. Никандр Колин — брат м. Александры Поповой. Из-за возможных преследований семья Колиных приехала во Ржев. Сын о. Никандра — Степан проводил службы в осиротевшей Покровской церкви.

Впоследствии Степан Колин вернулся в Нижегородскую землю. Около 1935 года во Ржев, в Покровскую церковь, определили священника с Украины — о. Иоанна Щербакова. Здесь он и умер. Похоронен о. Иоанн на Украине. О. Андрей Попов отбывал наказание в лагерях на Севере, затем — на вольном поселении в Астрахани. По освобождении вернулся во Ржев, но тут еще служил о. Иоанн. О. Андрея определили в г. Талдом Московской области.
 

Великая Отечественная война

Незадолго до начала Великой Отечественной войны власти закрыли церковь в Талдоме и о. Андрей снова возвратился во Ржев. К этому времени о. Иоанн Щербаков уже упокоился, Покровский храм опять остался без священника и протоиерей Андрей возвратился к настоятельскому служению в Покровской церкви. Служение в Покровской церкви о. Андрей не оставил даже во время фашистской оккупации. Священник прятал в доме людей, тем самым спасая их от фашистов. Немцы грабили храмы города, один только Покровский старообрядческий храм сумел избежать разграбления. О. Андрей и служивший с ним диакон Феодот Тихомиров смогли сохранить храм от поругания.
 

Смерть о. Андрея Попова

В один из дней загорелся храм во имя Казанской Богородицы, и о. Андрей поднялся на колокольню посмотреть. Когда же он спустился и вышел из двери колокольни, внезапно подбежавший немец, не спрашивая, дал очередь из автомата в упор. О. Андрей упал. Прихожане подняли еще живого священника и внесли в церковь, положив на полу возле правого клироса. У о. Андрея было сильное кровотечение, он скончался в страшных мучениях. Это произошло 12 сентября 1942 года. Своего настоятеля ржевские старообрядцы похоронили близ алтаря, у южной стороны церкви, в ограде. Могила его и сейчас находится при храме. Через 40 дней умерла от тифа супруга о. Андрея — м. Александра.
 

Освобождение Ржева

Покровский старообрядческий храм в г. Ржеве. Современная фотография
Покровский старообрядческий храм в г. Ржеве. Современная фотография

Покровский старообрядческий храм в г. Ржеве — единственное здание, полностью уцелевшее во время Великой Отечественной войны. 1 марта 1943 года в храм были согнаны оставшиеся в живых жители древнего Ржева. Храм был заминирован. 3 марта 1943 года ржевитяне были освобождены воинами Красной армии.

Коновалов П. И. с ржевитянами, которые были освобождены из заминированной Покровской церкви. 1966 год. Слева направо: Струнина Т. Я., Крочак Ф. М., Струнина А. Ф., Тихомирова М. А., Коновалова В. Т. и Коновалов П. И. из Волгограда, Кузьмин Ф. М., Орлова А. С. И директор ржевского краеведческого музея Смолькова И. К.
Коновалов П. И. с ржевитянами, которые были освобождены из заминированной Покровской церкви. 1966 год. Слева направо: Струнина Т. Я., Крочак Ф. М., Струнина А. Ф., Тихомирова М. А., Коновалова В. Т. и Коновалов П. И. из Волгограда, Кузьмин Ф. М., Орлова А. С. И директор ржевского краеведческого музея Смолькова И. К.

Судьба младших сыновей о. Андрея Павла и Виктора неизвестна. Остальные сыновья о. Андрея служили в Великую Отечественную войну. Уже после войны священническое погребение по протоиерею Андрею Попову совершалось в Покровском Соборе на Рогожском кладбище в Москве отцом Василием Королевым.
 

Реабилитация протоиерея Андрея

10 апреля 1989 года старообрядческий священник Попов Андрей Павлович был реабилитирован Прокуратурой Калининской области: «Попов А. П. подпадает под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов». И. о. пом. Прокурора Калининской области И. К. Воронцов. Начальник подразделения УКГБ СССР по Калининской области А. Б. Туркевич. «10» апреля 1989 г.» [8].

Покой, Господи, душу убиенного раба Своего священнопротоиерея Андрея!

Примечание: В цитатах из архивных документов сохранена орфография, пунктуация. Поскольку на некоторых копиях листов архивного уголовно-следственного дела не пропечатана нумерация, в нескольких сносках проставлена двойная нумерация (существующая изначально, и та, которая была выстроена автором.)

Автор: Марина Волоскова


Примечание:

[1] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 3/7.
[2] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 7, 8, 9, 10, 11, 12.
[3] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 65/111, 66/112.
[4] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 42/82.
[5] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 51, 52.
[6] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 58.
[7] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 69/114а.
[8] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 74.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля