Преподобный Никон Радонежский

30 ноября (17 ноября ст. ст.) Церковь чествует память Никона Радонежского, который был ближайшим сподвижником и преемником преподобного Сергия Радонежского. Несомненно, важнейшим и наиболее выдающимся наследием преподобного Никона для Троицкой обители и всей православной Руси, дошедшим до наших дней, является созданный им Троицкий собор — древнейший храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Со временем настоятельства преподобного Никона связаны имена величайших русских иконописцев — Андрея Рублева и Даниила Черного. Согласно церковному преданию, поддерживаемому большинством исследователей, знаменитая Рублевская Троица была написана по просьбе святого Никона в память о его учителе и основателе монастыря, преподобном Сергии.

 

Содержание:

 

Житие преподобного Никона Радонежского

Среди учеников преподобного Сергия Радонежского было множество подвижников, прославленных Церковью. В житии преподобного указан эпизод «чудо о птицах» — так Господь открыл святому о последующей судьбе учеников его и созданной им обители:

«И вот узрел он видение чудесное: появился на небе свет яркий, который всю ночную тьму разогнал; и ночь эта озарена была светом, дневной свет превосходившим в яркости. Услышал он вторично голос, говорящий: «Сергий! Ты молишься за своих детей, и Господь моление твое принял. Смотри же внимательно и увидишь множество иноков, во имя Святой и Живоначальной Троицы собравшихся в твое стадо, которое ты наставляешь». Святой взглянул и увидел множество птиц очень красивых, прилетевших не только в монастырь, но и в окрестности монастыря. И голос был слышен, говорящий: «Как много ты видел птиц этих, так умножится стадо учеников твоих и после тебя не истощится, если они захотят по твоим стопам идти» (Епифаний Премудрый, «Житие Сергия Радонежского»).

Одним из лучших учеников и последователей великого аввы был преподобный Никон, которому суждено было стать вторым игуменом Троице-Сергиевской лавры. Родился он около 1352 года в городе Юрьев-Польский Владимирского княжества. С детских лет отличатся серьезным нравом и стремлением к иноческой жизни. Услышав о подвигах преподобного Сергия и об основанном им монастыре, благочестивый юноша направился к нему в обитель. Однако преподобный Сергий, провидев его будущее духовное преуспеяние и пожелав, чтобы будущий начальник обители явился в ней уже зрелым мужем, направил его вначале к одному из своих учеников, игумену Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасию. Здесь Никон принял монашеский постриг и за добродетельную жизнь был удостоен священнического сана. Достигши тридцатилетнего возраста, он вновь стал стремиться в обитель преподобного Сергия. Св. Афанасий не удерживал его. На этот раз Сергий не только с любовью принял его, но и повелел пребывать в одной с собою келье. Здесь нашел для себя преподобный Никон и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам и добродетелям в близком его примере, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Так почил на Никоне дух Сергия, который сперва возложил на него часть своих попечений о братии под своим смотрением,  а позже, за шесть месяцев до своего преставления, ушедши в затвор, совершенно передал ему начальство над своей Лаврой.

Однако спустя немного времени преподобный Никон решил удалиться на безмолвие, поручив игуменство святому Саве Сторожевскому. Через шесть лет, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, преподобный Сава удалился в его удел, чтобы там основать новую обитель на «Стороже». Тогда братия Лавры, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, с мольбой и слезами пришли к нему, чтобы убедить вновь принять на себя игуменство над обителью. «Неприлично, — говорили они, — тебе, отче, искать пользы для себя одного. Попекись лучше и о спасении ближних». Преподобный был вынужден уступить желаниям братии с тем, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвного богомыслия и слезной молитвы.

В 1408 году Русь постигло тяжелое испытание: под предводительством хана Едигея татарские войска вновь вторглись на русскую землю, и преподобный Никон усердно молился о сохранении обители. Но тогда, во время ночной молитвы, в тонком сне ему явились святители Московские Петр и Алексий  вместе с преподобным игуменом Сергием и предсказали, что, по неисповедимым судьбам Господним, Лавра все-таки будет разорена. Вместе с тем святые велели ему не скорбеть об этом непродолжительном искушении и говорили о будущем расцвете Радонежской обители. Затем они изрекли ему мир и перестали быть видимы. Преподобный Никон пришел в себя, поспешил к дверям кельи и нашел их запертыми. Он отпер и вышел, и увидел святых, идущих от его кельи к церкви, чем и удостоверился, что это не сон был, но истинное видение.

Получив сие извещение, преподобный Никон вместе с братией удалились на время из обители, взявши с собой некоторые святыни: иконы, деревянные сосуды, книги и келейные вещи, которые и поныне хранятся в Лавре. Когда опасность миновала, иноки вернулись и увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние: он собрал рассеявшуюся братию и в течение трех лет на прежнем месте восстановил обитель. Прежде всего, был построен и освящен в 1411 году деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы (ныне на этом месте стоит храм в честь Сошествия Святого Духа), и достойные видели, как святитель Алексий с преподобным Сергием приходили освящать новые здания обители. В 1422 году при закладке каменного Троицкого собора совершилось обретение нетленных мощей преподобного Сергия, которые, по окончании строительства, были перенесены в новый храм. Для росписи храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея Рублева и Даниила Черного. Ныне Троицкий собор является древнейшим зданием Троице-Сергиевой Лавры и одним из важнейших памятников раннемосковского зодчества. 

Заботясь о процветании обители, Никон образцово наладил монастырское хозяйство, при нем особенное внимание стало уделяться книгописанию богослужебных книг. Безусловно, и при Сергии в монастыре иноки занимались книгописанием, однако гораздо большее число рукописей дошло до нас от времени игуменства Никона. Теперь значительная группа иноков несла свое послушание исключительно по части книгописания, пополняя монастырскую библиотеку новыми списками произведений святоотеческой и аскетико-созерцательной литературы. В Лавре сохранились деревянные богослужебные сосуды преподобного Никона и богослужебные книги его: Евангелие, Служебник и Октай от 4-го до 8-го гласа и другие, писанные при нем. Кроме богослужебных книг, по почину преподобного были также переписаны два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа-пустынника с ответами аввы Варсонуфия и с наставлениями Исихия.

Преподобный Никон, подобно наставнику своему, пользовался великим уважением и любовью не только у простого народа, но и у князей. В 1401 году он крестил сына Димитрия у князя Кашинского Василия Михайловича; в 1410 году, по просьбе Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, он свидетельствовал духовное завещание его о разделе удела между детьми. Великий князь Московский и Владимирский Василий Димитриевич чтил преподобного Никона, как это показывают жалованные грамоты князя. При Никоне обитель приобрела несколько земельных владений частью вкладами, частью покупкой и много льгот в ограждение ее спокойствия.

Преподобный Никон дожил до глубокой старости. Чувствуя приближение кончины, он призвал к одру своему братию и дал им последние наставления: соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, нечасто исходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность — гнездо пороков, любить безмолвие — матерь добродетелей, не презирать ни одного бедствующего, дабы не случилось Христа презрети. Причастившись Пречистого Тела и Крови Господней, преподобный сказал: «отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего!» «Изыди, душа моя, — тихо промолвил он, — идеже ти уготовано пребывалище; поиди радующися, Христос зовет тя!» И, оградив себя крестным знамением, он мирно почил о Господе. Это было 17 ноября 1426 года. Мощи его были преданы земле подле храма, в котором почивали уже открыто обретенные им мощи великого чудотворца Сергия.

 

Чудеса преподобного Никона Радонежского

За великие монашеские подвиги преподобный Никон при жизни был удостоен дара прозрения, а после кончины — дара чудотворения. Однажды Никон решил послать инока по имени Акакий в село, принадлежавшее обители преподобного Сергия. Но Акакий самонадеянно отвечал: «Я не для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села». Тогда преподобный игумен предрек: «Смотри, Акакий, как бы тебе по своей воле не пришлось быть там, и тогда получишь воздаяние за свое непослушание». 

Вскоре после того преподобный Никон преставился ко Господу. Акакий, позабывши все, что было ему предсказано покойным настоятелем, отправился, как сам захотел, в то самое селение, в которое отказался идти за послушание преподобному Никону. Там его внезапно постиг гнев Божий: он впал в умственное расстройство. Братия привели его обратно в монастырь. Здесь ему явился преподобный Никон с жезлом в руках и сказал с укоризной: «Разве ты для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села?»

Раскаявшись, Акакий в течение нескольких дней и ночей провел у мощей преподобных Сергия и Никона и с плачем молился об отпущении своего согрешения. Братия также усердно молились за него. По благодати Божией и по молитвам святых Акакий получил исцеление. О случившемся он сам со слезами рассказывал многим вопрошавшим его. 

Преподобные Сергий и Никон Радонежские неоднократно вместе являлись страждущим людям и творили чудеса. Однажды житель Москвы по имени Симеон заболел так сильно, что не мог ни двигаться, ни спать, ни принимать пищу. Ночью в молитве он призывал на помощь преподобного Сергия. Тогда ему предстали два старца — Сергий и Никон, которого Симеон знал лично. Преподобный Сергий осенил больного крестом и повелел ему взять икону, которую некогда подарил Симеону Никон. Затем святые стали невидимы, а Симеон почувствовал себя совершенно здоровым.

Особенно много чудес было совершено преподобными Сергием и Никоном во время осады Троицкого монастыря поляками под предводительством Лисовского и Сапеги, когда святой обители пришлось испытать множество бедствий от врагов. Святые нередко являлись не только осажденным, ободряя и укрепляя их надеждою на помощь Божию, но и врагам, осаждавшим Лавру, устрашая и угрожая им гневом Божиим. Многие из осаждавших и их военачальников видели, как по монастырским стенам ходили два светозарных старца, наподобие Сергия и Никона; один кадил стены кадильницею, а другой — кропил их святою водою.

Однажды, когда еще продолжалась осада монастыря врагами и среди осажденных появились от голода и всяких лишений болезни, Никон явился во сне пономарю Иринарху и сказал ему: «Скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег, и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются этим снегом.

Иринарх с трепетом проснулся и наутро сказал окружающим о том, что поведал ему чудотворец Никон. И действительно, ночью выпал снег и кто с верою натирался этим снегом, тот делался здоровым.

 

Почитание и прославление преподобного Никона Радонежского

При святителе Ионе (1448 -1461) священноинок Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона. Сохраняются две редакции Жития: пространная и краткая (в тексте краткой редакции указано авторство священноинока Пахомия). Это произведение особенно ценно в качестве исторического источника, так как было составлено на основе собранных самим автором свидетельств «еще в теле обретавшихся тояже обители иноков, свидетелей известных», в первую очередь — от инока Игнатия. В 1547 году, на Московском Соборе, состоялось общецерковное прославление святого. В 1548 году над гробом преподобного Никона была освящена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и ныне почивают под спудом святые мощи преподобного. В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона Радонежского.

Рака над могилой преподобного Никона Радонежского

Тропарь, глас, 1.

Послушанию добрыи рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне. Церковь бо прекрасну Святыя Троицы, в похвалу отцу своему воздвиже. Тем же и мы чяда твоя любовию вопием ти, слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя. Слава Деющему тобою всем исцеление.

Кондак, глас 4.

Духовному си настоятелю отче Никоне всячески прилепився, и от него наставляемь во всем Христови поработився. Иноком бысть чиноначальник, и преподобным сожитель. С ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.


Библиотека Русской веры
Канон преподобному Никону Радонежскому →

Читать онлайн


Преподобный Никон Радонежский. Иконы

Среди сохранившихся икон преподобного Никона очень мало древних образов. Наиболее известный образ был написан в 1675 году выдающимся русским иконописцем Симоном Ушаковым на гробницу преподобного Никона. 

В правой части алтаря Успенского собора Лавры имеется фреска XVII века с поясным изображением преподобного Никона. Напротив нее, слева, располагается такое же изображение преподобного Сергия. Преподобный Никон изображен с развернутым свитком, на котором узнается тот же «симоновский» текст, очевидно, живописец взял за основу надгробный образ, выполненный Ушаковым. 

Преподобный Никон Радонежский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

В алтарной части Успенского собора Московского Кремля, с правой стороны жертвенника, находится еще одно наиболее раннее изображение преподобного: фреска XVII века, восходящая к изводу 1513–1515 гг. Здесь, на круглом медальоне поясная фигура преподобного Никона, в согнутой левой руке его изображен свернутый свиток.

Преподобный Никон Радонежский. Фреска в алтарной части Успенского собора Московского Кремля

Несколько покровов с изображением преподобного Никона сохраняются в фондах Сергиево-Посадского Государственного музея. Самый древний, где преподобный Никон представлен вместе с преподобным Сергием, датируется 1569 годом.

Преподобный Никон Радонежский. Покров, шитье. Вклад царя Феодора и царицы Ирины. 1586 год
Преподобные Сергий и Никон Радонежские. Покров, шитье. Москва, 1569 год
Преподобные Сергий и Никон Радонежские. Икона на Святых воротах Троице-Сергиевой Лавры
Преподобный Никон Радонежский. Минея — Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
Прп. Никон. Монахиня Иулиания. Сергиев Посад. Начало 1950-х годов
Преподобный Никон Радонежский. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Преподобный Никон Радонежский. Храмы

Первым храмом, посвященным преподобному Никону, является Никоновская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — придел Троицкого собора. Эта церковь построена между 1422 и 1423 гг. над гробом преподобного, с южной стороны собора, имея с ним одну общую стену.

Никоновская церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Во имя преподобного Никона Радонежского также освящен придел церкви преподобного Сергия Радонежского Иоанно-Предотеченского монастыря в г. Свияжске (р-ка Татарстан). Церковь была устроена на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. В 90-е годы ХХ века храм приобрел окончательный облик.

Храм преподобного Сергия Радонежского Иоанно-Предотеченского монастыря в г. Свияжске (р-ка Татарстан)
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля