Вторая образовательная смена в «Ржевской обители»

18 июля 2016 года, на праздник обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского, в детском христианском лагере «Ржевская обитель» открылась образовательная смена, которая продлится 5 дней. В ней принимают участие ученые, публицисты и эксперты в области истории старообрядчества.

В образовательной смене участвуют ученые, публицисты и эксперты в области истории старообрядчества

Образовательная смена организована для того, чтобы молодые старообрядцы получили новые знания об истории старообрядчества, осмыслили различные аспекты взаимоотношений современного христианина с окружающим миром; расширили круг своего интеллектуального христианского общения. В образовательной смене участвуют около 50 человек. Доклады и обсуждения первого дня образовательной смены посвящены прошлому и настоящему Стародубья и Ветки — в этих регионах происходили многие важные в истории старой веры события.

Марина Викторовна Кочергина

Первой выступила Марина Викторовна Кочергина, с докладом «Посады, монастыри и скиты Брянщины». Она рассказала, что первые старообрядческие поселения на Брянщине появились во второй половине XVII века. Они сохраняли традиции древней народной религиозности до начала XX века. По официальным данным, в Стародубье существовало 8 монастырей и 6 скитов. На Ветке было 5 монастырей и 2 скита. На самом же деле обителей в Стародубье было в два раза больше, но правительство об этом не знало. Самым известным мужским монастырем являлся Покровско-Климовский, основанный в 1764 году. Он был иконописным и книжным центром, там работал известный старообрядческий начетчик Иларион Георгиевич Кабанов (Ксенос). Также Покровско-Климовская обитель была центром старообрядческого паломничества на Брянщине: в монастыре находилось множество святынь. В 1848 году монастырь был превращен в единоверческий. Другие старообрядческие скиты на Брянщине сохранялись вплоть до 1930 года. М. В. Кочергина предложила создать музей старообрядчества в Новозыбкове, потому что там сохранилось много ценных экспонатов, как в частных коллекциях, так и в музейных запасниках. Докладчик выказала идею создания старообрядческого туристического маршрута по Брянской области. М. В. Кочергина предложила также придать новозыбковскому кладбищу вероисповедальный статус. Докладчик отметила, что власти Брянской области поддержали эти идеи, но в связи с отставкой заместителя губернатора дело так и не сдвинулось с места.

Ромуальд Игоревич Перекрестов

С докладом «История посада Клинцы» выступил Ромуальд Игоревич Перекрестов. Он отметил, что на Стародубье очень активно развивалось старообрядческое предпринимательство. В XVIII веке торговый капитал старообрядцев стал превращаться в промышленный. Ромуальд Игоревич рассказал о епископе Епифании Ветковском, который присоединился к старообрядчеству в 1735 году. Владыка Епифаний успел рукоположить 12 священников. Также Перекрестов рассказал о так называемой второй выгонке старообрядцев с Ветки, когда было выселено 40 тысяч человек. Выселенные старообрядцы уехали в Иргиз, на Урал и в Бурятию. Современная культура семейских старообрядцев в Бурятии — это наследие старообрядцев Ветки. Р. М Перекрестов рассказал о своей книге, посвященной начетчику Илариону Кабанову (Ксенос), материалы для нее автор собирал 15 лет. Некоторые документы, включая личные записи Ксеноса, его переписку, Ромуальду Игоревичу отдала старушка, у которой он был в гостях. Перекрестов уже собрался уходить, как вдруг хозяйка его вернула, достала из тайника рукописи Ксеноса и подарила их гостю, сказав: «У Вас честные глаза, Вы серьезный человек, я Вам подарю эти рукописи для исследований».

Слушатели задали вопрос: «Почему единоверческие общины, которых было много до революции, быстро исчезали?» Р. И. Перекрестов пояснил, что, во-первых, купцы переставали поддерживать общины, которые переходили в единоверие, и во-вторых, было отрицательное отношение старообрядцев к этим общинам.

Олег Каменецкий

С докладом «Старообрядцы села Святск» выступил Олег Каменецкий. Село было основано в 1712 году на землях Киево-Печерской Лавры в Топальской сотне Стародубского казачего полка. Это была последняя старообрядческая слобода, основанная в Стародубье. Она находилась в полутора верстах от древнейшнего монастыря, основанного в 1376 году. Насельники этой обители принимали участие в Куликовской битве. Святск являлся центром иконописания, в этом селе бывали Павел Великодворский и Геннадий Колпаков — будущие устроители Белокриницкой иерархии. А в самом селе Святск в 1870 году родился Иван Григорьевич Усов, будущий митрополит Иннокентий белокриницкий, проповедник, духовный писатель.

Алексей Муравьев и Андрей Езеров

Роман Александрович Майоров выступил с докладом «Ветка и поиски старообрядческого архиерея. Епископ Епифаний». Он рассказал о Ветке, поисках старообрядческого архиерея, и о жизни епископа Епифания Ветковского.

Слушатели

Согласно программе образовательной смены, в первый день также прозвучали доклады: М. В. Кочергиной «Возрождение старообрядческих общин Брянщины после ВОВ», Р. И. Перекрестова «Клинцовская школа иконописи и её особенности», Г. С. Чистякова «О канонизации святых в старообрядческой Церкви», В. В. Волкова «Фонды Библиотеки редких книг и рукописей РПсЦ, как источник изучения истории и культуры старообрядчества в региональном аспекте». После всех докладов прошел Круглый стол «Значение Стародубья и Ветки в истории старообрядчества».

Молодежная образовательная смена в «Ржевской обители» проходит уже второй раз. В прошлом году мы подробно писали об этом мероприятии.

На сайте «Русская вера» были опубликованы многие доклады, прозвучавшие в «Ржевской обители» в прошлом году: А. В. Муравьев «Свободный человек имеет лицо, которое можно обратить к другим людям», Р. А. Майоров «Несогласие с антихристовыми жрецами», о. Иоанн Севастьянов «Традиции, методы и история духовного образования Церкви: Византия, Древняя Русь, старообрядчество».

Также корреспондентам «Русской веры» удалось взять несколько интервью, в частности, с Валерием Коровиным «Православный сталинизм — это классный термин!» и с Алексеем Муравьевым «Никакого замкнутого, кондового «старообрядчества» уже нет, есть граждане-старообрядцы, есть Церковь — их мать».

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (8)

  1. Дмитрий

    Судя по краткой информации, очень интересные лекции, хотелось бы их прочитать в полноценном варианте.

    • Сергий 985

      Вся надежда на Русскую Веру. В прошлом году все материалы которые были опубликованы с подобного мероприятия были только на Русской Вере, больше никто ничего не опубликовал, включая организаторов. Какие-то нелепые отмазки при этом были слеплены кем-то типа "надо лично ездить и присутствовать на таких мероприятиях, а не читать на сайтах".

    • Alexander Chunin

      Сергий, Вы не правы.
      Вот тут некоторые материалы так же опубликованы.
      http://rpso.ru/category/obrazovatel-naya-smena-2015/
      Оформление материалов — это отдельная сложная работа, на которую нет очень часто ресурсов.

    • Сергий 985

      Возможно, поэтому их оформление лучше и доверить профессиональному специализированному изданию которое делает публикации почти сразу после события.

  2. Олег Каменецкий

    В статье ошибочно указан год основания Святска в 1376 году. На самом деле, Святск как поселение, с начала монастырская слобода, основан на землях Киево-Печерской Лавры в 1712 году, в Топальской сотне Стародубского казачего полка.Это было последнее старообрядческая слобода, основанная в Стародубье. 1376 год — это год основания древнейшего монастыря, который был расположен в полутора верстах от слободы Свяцкой.

    • Марина Кочергина

      Выражаю благодарность организаторам образовательной смены за проведение встречи исследователей истории старообрядчества с молодыми старообрядцами. Эта встреча еще раз показывает необходимость популяризации страниц истории старообрядчества 17-20 вв., особенно ее региональных аспектов. Это живые традиции глубокой народной религиозности, сохранившиеся до нашего времени. М.В. Кочергина

    • Глеб Чистяков

      И вам большая благодарность за участие в конференции, впервые можно сказать, молодым слушателям популярно и объективно было рассказано о старообрядческой истории Стародубья.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля