Общине РПсЦ у Тверской заставы поручили попечительство о храме на Апухтинке

В октябре 2017 г Мосгорнаследие исключило из утвержденного списка сноса по программе реновации объект культурного наследия — старообрядческий Успенский собор РПсЦ на Апухтинке. Памятник архитектуры было решено вернуть Русской Православной старообрядческой Церкви. На прошедшем 16 ноября 2017 года совещании епархии Москвы и Московской области РПсЦ общине Храма Николы Чудотворца у Тверской заставы поручили попечительство о храме на Апухтинке.

Собор Успения Пресвятой Богородицы РПсЦ

19 ноября 2017 года представители общины впервые приехали в храм на Апухтинке уже в официальном статусе.

Да, от храма конечно осталось немного, перестроен он просто варварски, но все же читаются некоторые элементы, сохранились несущие столбы, но они спрятаны в комнатах и поэтому непонятно сколько их осталось. Территория вокруг храма небольшая, в основном стоянки машин, а с северной стороны забор школы. Между ним и храмом расстояние небольшое, но крестный ход пройдет.

Жильцы дома-храма с пониманием отнеслись к гостям из старообрядческой общины и даже позволили заглянуть в комнату. По их словам, расселение из объекта культурного наследия будет проходить в течении двух-трех лет. А пока старообрядческой общине Храма Николы Чудотворца у Тверской заставы предстоит большая архивная и бумажная работа.

Общине Храма Николы Чудотворца у Тверской заставы поручили попечительство о храме на Апухтинке

Старообрядческий храм белокриницкого согласия, построенный в 1906–1907 годах по образцу Успенского собора в Кремле, был спроектирован архитектором Поликарповым, одним из мастеров московского модерна. Проект досконально повторял все формы одноимённого собора в Кремле, за исключением западного и восточного фасадов. С запада к объёму, скопированному с кремлёвского собора, примыкала ещё одна ячейка, под плоской кровлей. Над ней возвышалась квадратная колокольня с небольшой главкой.

Старообрядческий храм был построен по образцу Успенского собора в Кремле

В восточной части храм имел сильно развитую алтарную часть, состоявшую из прямоугольного объёма, так же как и западная ячейка, под плоской кровлей. К нему примыкала двухъярусная апсида с главкой над нижним ярусом. В остальном сходство с оригиналом было полное, вплоть до мельчайших деталей. Величественный храм Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке был вторым по величине из старообрядческих храмов Москвы.

Иконостас Успенского храма

Внутри здания был установлен иконостас, также по образцу иконостаса Успенского собора в Кремле.

Пятиярусный иконостас весь обложен древней вызолоченной басмой, по старинным рисункам художественно исполненный Ф.Я. Мишуковым. У престола семисвещник древнего рисунка работы Д.М. Шелапутина, исполнившего с замечательным искусством для этого храма по старинным образцам подсвечники, лампады и другую утварь. («Церковь», № 45, 1908 год)

Известный знаток древнерусского искусства П.П. Муратов проникновенно писал об этом храме:

Впечатление глубокой цельности и тонкой красоты производит такая церковь, как храм Успения у Покровской заставы, созданный не знающим усталости усердием, не знающей ошибок любовью к старине… Здесь, собственно говоря, в первый раз начинаешь понимать, чем должна быть русская Церковь… Даже после краткого пребывания в храме Успения каждый унесёт с собой воспоминание об искусстве светлом, украшающем и бесконечно мудром в своих древних традициях. Это единственный в столице храм, где терпеливо подобран полный ансамбль древнего живописного и предметного украшения. Церковь у Покровской заставы полна драгоценных и прекрасных икон, сияющих своими подлинными красками на фоне старой басмы иконостаса, рядом со строго выисканной старинной утварью.

В 1917 году храм прекратил работу. Сначала он был предназначен для складирования церковного имущества закрываемых храмов, а в июне 1935 года был окончательно закрыт и превращён в общежитие завода «Станколит».

Храм Успения Пресвятой Богородицы в 1967 году

Церковь была перестроена до неузнаваемости: исчезли главы, колокольня, исчезло всё внутреннее убранство. Здание было разделено на этажи, пробиты новые и растёсаны старые окна, добавлены балконы — жилая рядовая постройка. Большая часть икон была изъята, хотя некоторые святыни прихожанам удалось перенести в храмы на Рогожском. Самые ценные 32 иконы были отобраны в Третьяковскую галерею. Там же оказались и закладные кресты, роспись которых сохранила историю создания Успенского соборного храма.

Вход в нижний храм во имя преподобного Сергия Радонежского

Одна из икон, происходящая из Успенского собора на Апухтинке, есть и в Музее имени Андрея Рублёва. Менее ценные иконы были уничтожены. Создатели храма — братья Аркадий Иванович и Иван Иванович Новиковы — были расстреляны 27 сентября 1937 года.


Источник: Facebook о. Алексея Лопатина 

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. Весьма любопытно было бы узнать о результатах попечительства над давно переданным сравнительно небольшим храмом св .Николы в Лефортово, а тут еще большой и переделанный, требующий огромных средств. Зато прекрасно смотрящийся основной храм на Белорусской опять весь в лесах.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля