Святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор Муромские

3 июня (21 мая ст. ст.) Церковь чтит память благоверного князя Константина Святославича, Муромского чудотворца, и чад его Михаила и Феодора.

 

Содержание:

 

Житие святых князей Константина, Михаила и Феодора Муромских

В летописях о жизни Константина, Михаила и Феодора сохранилось мало сведений, а те, что до нас дошли, — порой довольно противоречивы. Тем не менее, известно, что они жили на рубеже XI-XII веков. Князь Константин, потомок святого равноапостольного князя Владимира, упросил своего отца князя Святослава Ярославича, дать ему в удел Муромскую землю, населенную в то время отъявленными язычниками.

Родственник Константина, сын великого князя Владимира, благоверный князь Глеб, уже пытался просветить светом Христовой Веры дремучих муромских идолопоклонников, но напрасно — два года пришлось ему прожить вдали от Мурома на расстоянии 12 верст (на реке Ишне), а потом он был убит. С тех пор Муром оставался без христианского князя. Между тем, и булгаре-магометане, проживавшие по соседству, стремились распространить на муромские земли свое влияние. Поэтому Святослав поначалу не хотел отпускать сына с семьей из крещеного, богатого и безопасного стольного Киева в такое враждебное место.

Упросив отца и получив в конце концов Муром в удел, князь выехал туда со своей семьей, воинами, духовенством и слугами. Подъехав к городу, он отправил туда послом своего сына Михаила, чтобы известить горожан, что пришел новый князь. Однако вместо должных почестей муромские язычники попросту убили княжича, выбросили его тело за городскую стену, и стали готовиться к вооруженной обороне. В ответ на это, князь Константин, подошедший к городу с мощной дружиной, устрашил муромлян ее грозным видом, и под страхом осады принудил горожан признать себя князем. Охваченные ужасом, в ожидании праведного гнева нового князя, которого они так неласково встретили, муромляне открыли, наконец, городские ворота.

Однако новый князь не стал никого казнить за убийство сына, равно как не стал он насильно крестить упорствующих в своем поганстве муромлян, не оставляя, тем не менее, намерения обратить их в христианство. Вместо этого он начал проповедовать Свет Христовой Веры словом и делом: поставил на месте убиения своего сына Михаила Благовещенскую церковь, а потом поставил в городе и вторую церковь — Борисоглебскую. Князь часто приглашал к себе городских старейшин и проповедовал им Христа. Духовенство, которое пришло в Муром вместе с князем, также повсеместно трудилось в проповеди Евангелия местным жителям. Однако все это было напрасно.

Вскоре муромляне, раздраженные тем, что Константин пришел обращать их в новую для них веру, устроили бунт, и, желая убить князя, подступили к его дому с угрозами. Но благоверный князь Константин не испугался верной смерти за дело Христово. Он один смело вышел к толпе с иконой Богородицы, позже названной «Муромской», в руках. Пораженные такой смелостью князя, язычники тотчас прекратили мятеж и отступили, а вскоре и сами изъявили желание креститься. Так весь Муром при Константине, как и некогда Киев при святом равноапостольном предке Константина — Владимире, был торжественно крещен в реке Оке. Благоверный князь Константин после этого вместе со своим деятельным помощником — сыном Феодором и женой Ириной продолжил благое дело распространения веры Христовой на Руси: учредил епископскую кафедру, поставил множество церквей и монастырей.

Почивший в 1129 году князь был погребен в церкви Благовещения, которую построил на месте убийства своего сына Михаила. Там он и покоился вместе со своими сыновьями. На том же месте похоронили и Ирину.

 

Почитание святых князей Константина, Михаила и Феодора Муромских

Князья Константин, Михаил и Феодор были канонизированы на основании местного почитания на Соборе 1547 года. 26 февраля 1547 года митрополит Макарий в окружной грамоте в Белоозеро и Вологду писал: «Пети и праздновати в Муроме маия в 21 день новым чудотворцем — благоверным князем Константину и чадом его Михаилу и Феодору Муромским». В чиновнике новгородского Софийского собора XVII века находим указание: «Муромских служба в 19 день» (мая), «в сий день вечерню и утреню и литоргию поют благоверному князю Константину и чадом его Михайлу и Феодору, Муромским чюдотворцом, по уставу». В «Сказании действенных чинов» Успенского собора Московского Кремля, который был составлен в 1622 году, было записано, что в день памяти муромских чудотворцев «вечер и утро благовест в лебед, трезвон средней, а поют по уставу с полиелеосом».

В середине XVI века инок Михаил из владимирского монастыря в честь Рождества Богородицы составил им службу. Вопрос об авторстве Жития муромских князей, известной в трех редакциях — Средней, Сокращенной и Пространной, остается открытым.

В связи с прославлением Константина и его сыновей, муромской местночтимой святой также стала и его жена, мать Михаила и Феодора — благоверная княгиня Ирина.

В 1552 году Иоанн IV молился во время похода на Казань в церкви Благовещения, дав обет поставить на месте упокоения князя Константина и его сыновьей каменную церковь, если поход будет удачным. Когда царь по обету стал строить каменную церковь, то обрели мощи Константина, Михаила и Феодора. Мощи оказались целыми и нетленными, они были помещены вместе в одну раку.

Вскоре был устроен мужской Благовещенский монастырь. Его новая церковь, построенная в 1553 году, в которой был создан придел, посвященный Константину, Михаилу и Феодору, был торжественно освящен Рязанским и Муромским епископом Гурием Лужецким (1554-1562 гг.), царь Иоанн Васильевич к ее освящению прислал в дар богатую утварь: «...и прислал государь царь в Муром в храм Благовещения Пресвятыя Богородицы: образ, книги, ризы и колокола, и на святыя мощи покровы, и всю оутварь церковную».

С конца XVI века известны несколько списков Муромской иконы Богородицы, которую Константин, как говорится в Житии, принес в Муром, с ней же он выходил к восставшим горожанам.

Был известен цикл ранних икон из муромского Благовещенского собора, посвященных крещению муромлян Константином. Эти иконы, к сожалению, не сохранились.

В Смутное время Благовещенский монастырь был разграблен интервентами — в 1616 году Муром захватил А. Ю. Лисовский. Многих монахов убили или увели в плен. Польские вандалы разворовали церковное имущество, в том числе драгоценное, сожгли кельи. Мощи святых князей не пострадали. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново.

Муромский Благовещенский монастырь (РПЦ МП). Современный вид

Церковное почитание Константина, Михаила и Феодора продолжалось и в советское время, поскольку Благовещенский собор был единственным храмом, который не был закрыт в Муроме. В 20-е годы XX века мощи Константина, Михаила и Феодора были вскрыты и перемещены в Муромский краеведческий музей, где хранились до 1989-го года. Сегодня рака с мощами святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора Муромских доступна для поклонения в муромском Благовещенском монастыре.

 

Тропарь и кондак святым князьям Константину, Михаилу и Феодору Муромским

Тропарь, глас 4.

Константин днесь весело ликовствует, предстоя престолу Святыя Троицы, видя отечествие свое, мастию духовною сияющо, ему же последоваша Михаил и Феодор, сынове его, и молятся вси тие вкупе о душах наших.

Кондак, глас 8.

Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома ти вкупе, отечество твое, хвалящося, вопиет, имущи тя началника и заступника, яко избавльша от прелести и скверны идольския. Сего ради вопием ти сице: радуйся, княже Константине преблаженне.

 

Благоверные князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Иконы

В 1564-1565 годах на северо-восточном столпе Архангельского собора Московского Кремля появилось изображение Константина, которого царь Иоанн IV весьма чтил. Роспись с родословным древом русских государей, изображенная в 1689 году на своде паперти соборной Преображенской церкви московского Новоспасского монастыря, также содержит образ князя Константина, хотя отдельные образы Константина, Михаила и Феодора встречаются редко. Судя по всему, традиция писать их вместе была скалькирована с появившейся в XIV веке традиции писать великого князя Владимира вместе со страстотерпцами Борисом и Глебом.

Святые Муромские князья. Пелена. 1660-е годы. Сольвычегодский музей

Образ Константина на левом столбе церкви Рождества Христова в Ярославле, выполненный в 1682-1683 годах, отличается редкими особенностями иконографии: Константин величественный, с молодым красивым лицом, со светлыми кудрявыми волосами, по-отечески обнимает сыновей. Подобный образ не встречается на других изображениях святых князей.

Собор муромских чудотворцев. Конец XVII века. Муром, Муромский историко-художественный музей

Известные изображения триады также присутствуют в росписях Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684 год, артель Плеханова) и Софийского собора Вологды (1686-1688 гг., артель Плеханова).

Ранние руководства для иконописцев отмечают особенности образа Константина: «брада аки князя Владимера, платье княжеско, чада его млады, ризы княжески». Позже описания становятся более подробными: «Констянтин надсед, кудряв, брада аки Владимира князя, на главе шапка, шуба багрова, розмахи куньи, правая рука молебна, в другой меч в ножнах, а чада млады, в шапках же и в шубах княженецких, в руках кресты, а другия молебны». Появляется также сравнение Константина со священномучеником Власием Севастийским: «Константин, подобием надсед, власы кудряв, брада аки Власиева поуже, на концы раздвоилась, на главе шапка красная и ризы на нем княжския. Михаил и Феодор, оба млади, одеяние на них шубы княжския…»

Муромские чудотворцы, с житием святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. 1669 год. Муром, Муромский историко-художественный музей

Древние иконы Константина с сыновьями, зафиксированные в писцовых книгах Мурома в 1623/24, и 1636/37 годах, не сохранились. Одна находилась в приделе муромских чудотворцев Благовещенского собора: «Образ местный Благовернаго Князя Константина и чад ево Михаила и Феодора обложен серебром басменным позолочен, девять цат и венцы сканные, да восемь копеек позолочены, а перед образом свеча поставная невелика»; другая — непосредственно над мощами святых: «Да над ракою образ Муромских чудотворцев Благовернаго Князя Константина и чад ево Михаила и Феодора обложен серебром басменным позолочен венцы серебряны позолочены басменные же». Первая была описана в начале XX века с указанием размера — «вышиною 1 арш. и 31/2 вер., шириною 13 вер. (86,5×57,2 см.), писанная на липовой доске, в сребро-позлащенной ризе, по темно-коричневому полю».

Святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Покров. 1661 год. МИХМ
Собор муромских чудотворцев, с избранными святыми. Конец XVIII — начало XIX веков. Муром, Муромский историко-художественный музей
Святые благоверные князья Константин, Феодор и Михаил Муромские, с Житием. 1714 год. Муром, Муромский историко-художественный музей
Благоверные князья Константин, Феодор и Михаил Муромские. 1917 год, Москва (иконописная певческая школа при Троицкой единоверческой церкви). Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Автор: Виталий Зайцев

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля