Святые Иоанн и Дионисий Суздальские


Святители Евфимий, Дионисий, Феодор и Иоанн Суздальские (фрагмент). Владимиро-Суздальский музей. Середина XIX в.

28 октября (15 октября ст. ст.) Церковь чтит память святителя Иоанна, епископа Суздальского, и святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого.

 

Содержание:

 

Житие святителя Иоанна, епископа Суздальского

Единственным источником сведений об Иоанне является его житие, написанное предположительно в 50-60-х годах XVI века. Однако его автор, Григорий, инок Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря, говорит, что не нашел сведений о происхождении святителя и об обстоятельствах его пострига. По сообщению Жития, святой подвизался в монастыре в честь Явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы).

Считается, что епископская хиротония Иоанна от цареградского патриарха последовала в 1350 году в Нижнем Новгороде по желанию князя Константина Васильевича. Однако анализ исторических фактов говорит о том, что Иоанн, судя по всему, возглавлял Суздальскую кафедру в 1365-1373 годах: суздальскими епископами в то время были Даниил (1330-1347, 1351-1363), затем Алексий (поставлен в 1363, скончался в 1364/65), а в 1374 году на Суздальскую кафедру был возведен Дионисий. Представляется маловероятным, чтобы Суздальская епархия после кончины епископа Алексия в 1364/65 г., до поставления святителя Дионисия в 1374 году, оставалась вакантной при наличии союзных отношений между нижегородско-суздальским князем Димитрием Константиновичем и Владимирским великим князем Димитрием Иоанновичем, действовавшим в полном согласии с митрополитом Алексием.

В Житии рассказывается о том, как по желанию князя Бориса Константиновича — праправнука Андрея, сына святого Александра Невского — и по благословению епископа Иоанна преподобный Евфимий основал в Суздале Преображенский монастырь. Святитель, преподобный и князь в сопровождении множества людей отправились на поиски подходящего места для нового монастыря, по дороге по молитвам епископа Иоанна совершались многочисленные исцеления, так что народ был объят великой духовной радостью, все изумлялись и говорили, что святитель подобен святому Григорию, епископу Акрагантийской церкви на Сицилии, который прославился таким обилием духовных даров, что одним прикосновением руки исцелял болезни (память 23 ноября ст. ст.). При большом стечении народа Иоанн благословил место будущей обители и поставил крест там, где должен был впоследствии стоять церковный престол. Святой епископ возвел преподобного Евфимия в сан архимандрита и благословил служить с палицей, в митре и с рипидами. Князь Борис Константинович даровал преподобному Евфимию все необходимое для монастыря. Вскоре число братии в нем достигло 300 человек.

В день Преображения Господня епископ Иоанн служил в обители литургию. Князь Борис Константинович был на службе и видел откровение: епископу сослужил облеченный в светлые ризы муж, сияющий образ которого благоговейно ужаснул князя. По окончании литургии князь просил епископа объяснить виденное им. Святой епископ же, не желая открывать тайны, сказал князю, что это был лишь один из священников в алтаре. Князь же настаивал, что это не мог быть просто человек, и продолжал умолять святого Иоанна, чтобы тот объяснил ему видение. Тогда, видя неотступность князя, святой объяснил ему, что это ангел Господень и что он сослужил ему не только сегодня, но всегда присутствует с ним в алтаре на службе, и просил не рассказывать об этом никому, пока он жив. Так любил святой творить свои праведные дела, по слову Спасителя, втайне. И когда спрашивали его, какая добродетель высшая, он отвечал: «творимая тайно».

Однако нашлись и люди, которые, не имея страха Божия, возвели на дивного святителя чудовищную напраслину: однажды диакон Елевферий с некоторыми церковниками по навету дьявола уговорил некую блудницу, обещав ей много серебра, оклеветать святого епископа перед князем. Они возбудили народ и, придя в дом святителя, изгнали его со всяким поруганием и бесчестием из города. Он же, будучи кроток и смирен сердцем, ничего не возразил на эту гнусную клевету, но, выходя из города, лишь молился Богу об этих людях, говоря: «Господи, не вмени им сего во грех». И тотчас, когда он еще творил свою молитву, кара Господня настигла клеветников: они ослепли. Видя это, народ пал к ногам святого и с воплем и слезами просил прощенья. Святой простил их и благословил. Каясь в грехе своем, Елевферий со слезами припал к ногам Иоанна, умоляя его простить, и долго не отступал от него с этими мольбами. Подняв Елевферия с земли, святой помолился пред всем народом за него и за церковников, обманутых им, и осенил их крестным знамением. Они тотчас прозрели. Люди же ужаснулись и прославили Бога, творящего такие дивные чудеса во святых Своих. На покрове же, положенном на гроб святого Иоанна в июле 1578 года княгиней Евпраксией, супругой удельного князя Владимира Андреевича, вышит тропарь, в коем сказано: «Злоумышленным церковником молитвою скоро прозрети повеле и научи, яко же прежде святый Леонтий, — связа и паки благослови». На месте же этого чуда, совершенного святым Иоанном, суздальские граждане решили поставить церковь во имя чуда святого архистратига Божия Михаила в Хонех, ибо чудо было совершено епископом в день празднования чуда архистратига Михаила. По благословению святителя Иоанна вскоре эта церковь и была воздвигнута, так как граждане даровали для церкви свои земли и назвали их, по имени святителя, селом Ивановским.

Святитель Иоанн и преподобный Евфимий вместе с благоверным нижегородским князем Андреем Константиновичем (княжил в 1355-1365 гг.), братом князя Бориса Константиновича, основали в Суздале женский монастырь Покрова Пресвятыя Богородицы, игуменией которого епископ Иоанн поставил двоюродную сестру преподобного Евфимия. Монастырь был построен князем Андреем по обету, однажды данному им: после того, как он дал Богу обет построить храм Покрова и женскую обитель, если Господь спасет его от верной гибели, резко прекратилась страшная буря на Волге.

В Житии рассказывается, что святитель сократил в епархии «доходы и урокы, ихже икономии собирают, и обрете, яко ни на кою потребу церкви суть, и отверже их от церкве». Кроме того, часть епископских доходов святитель жертвовал в больницы, создавал новые лечебницы, заботился о вдовицах и духовно наставлял их, призывая приходить в церковь на ночные службы, был духовным наставником князей и бояр, отлучил от Церкви неких суздальцев, уклонившихся в «ариянскиа ереси». Непрестанно святой воссылал свои молитвы к Богу; на молитве же стоял он непоколебимый, как бы вылитый из меди образ. Был нрава молчаливого и кроткого, никогда не гневался, питал неизмеримую любовь ко всем, приходившим к нему людям, отвращался от тщеславия и лукавства. Кроме всех этих добродетелей, обладал он даром учительства и слова, так что многие приходили к нему за наставлением не только из Суздаля, но и от других окрестных городов — святой усердно сеял семя слова Божия также среди языческой мордвы, которая частично была покорена отцом великого князя Бориса, Константином. Святитель говорил просто, понятными для каждого словами, но назидательно, обращая всех к покаянию. Богатых он учил не величаться богатством и не уповать на него, потому что оно есть тлен; вдов — любить пост и воздержание и избегать украшения в одежде. Получив от поучения святого духовную пользу, наставленные им уходили, благодаря Бога за такого пастыря. Многие же из них отрекались от мира и облекались в иноческую мантию.

Вскоре же, оставив епископскую кафедру, святитель удалился в Боголюбскую обитель Пресвятыя Богородицы под Владимиром, где принял великую схиму и всецело предался непрестанному безмолвию и молитве.

Преставился святой «в лето 6882 (1373) октября в 15 день», мощи его были торжественно, с пением и всяческим благоговением погребены епископом Дионисием и при большом соборе духовных и мирян «в Суждале в церкви Пресвятыя Богородица в стене». В 1634 или 1635 году на стене собора Рождества Пресвятыя Богородицы в Суздале была сделана запись: «лета 6882 октября в 15 день святитель Иоанн преставися и почи зде».

 

Чудеса святителя Иоанна, епископа Суздальского

У гроба святителя происходили многочисленные исцеления. К примеру, 27 октября 1743 года при раке святого Иоанна засвидетельствовано и детально описано следующее чудо. После обычного благовеста к утрене, за три часа до рассвета, перед самым концом полунощницы, когда церковный сторож вышел из соборной церкви Рождества Богородицы, чтобы дать знак к звону, в церковь вошел босой человек в одном распахнутом кафтане. Он сразу же устремился за правый столп, к ракам святых чудотворцев Иоанна и Феодора, епископов Суздальских, и воскликнул: «Святителю, отче Иоанне, угодниче Христов, помилуй меня», и пал ниц. Видя все это, бывшие в храме люди подошли к нему, подняли и стали расспрашивать, кто он и что с ним произошло. Он же со слезами рассказал, что зовут его Иваном Васильевым Жинкиным, что он из Суздаля; с марта месяца одержим тяжелою болезнью — у него отнялись правая рука и левая нога, а язык перестал двигаться так, что он более не мог ничего сказать ясно и лишь произносил глухие и неясные звуки и давал знаки левой рукой. Вечером того дня, лежа на своей постели, он начал горько плакать, сокрушаясь о своих грехах, которыми он прогневал Господа, и стал в покаянной молитве призывать на помощь Богородицу, и святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора, епископов Суздальских, и преподобного Сергия Радонежского. Все его домашние в то время спали, ибо уже наступила глубокая ночь. Во время своего покаянного плача он увидел, что в комнате, где он лежал, воссиял свет и пред ним предстал благолепный блистательный муж, облеченный в светлые одежды. Став у одра болящего, он воздвиг руки свои к небу и молился: «Милосердый Господи, помилуй создание Твое». Видя все это, парализованный перестал ощущать в себе болезнь и спросил явившегося, кто он. Дивный же муж отвечал: «Я Иоанн, епископ Суздальский; иди в соборную церковь, где лежат мои мощи, и там получишь полное исцеление твоей болезни». Болящий хотел припасть к стопам святого, но он тотчас стал невидим, а вместе с ним исчез и свет. Встав с одра, на котором он пролежал восемь месяцев, Иван почувствовал себя здоровым и тотчас пошел в соборную церковь, вознося благодарственные молитвы угоднику Божию. Выслушав слова исцеленного, изумленные священнослужители послали церковного сторожа в его дом, который находился у Васильевского монастыря, чтобы известить его семью о случившемся. Домашние исцеленного были просто изумлены этими известиями. Мать и жена Ивана тотчас пришли в церковь и принесли ему одежду и подтвердили всем находившимся там, что Иван действительно был одержим тяжелым недугом, и что они не знают, как он исцелился. Они пали ниц пред святыми мощами угодника Божия и воздали слезное благодарение чудотворцу Иоанну и, отслужив молебен, удалились в свой дом. Исцеленный же не пошел с ними, но три дня пробыл у соборной церкви, плача и благодаря Бога. Спустя три дня он исповедался духовнику, священнику Васильевского монастыря, и, причастившись в монастыре Тела и Крови Христовых, удалился в свой дом, славя Бога и благодаря святителя и чудотворца Иоанна, епископа Суздальского. Писание об этом чуде засвидетельствовал сам Иван Жинкин подписью своей исцеленной правой руки, а с ним засвидетельствовали чудо и присутствовавшие тогда в храме священнослужители.

В октябре 1755 года князь В.И. Гундоров, будучи в Суздале, «с коня разбился» и был привезен в дом священника Рождественского собора Иоанна Фёдорова. Наутро князь пожелал молиться в Рождественском соборе, но передвигаться не мог. Тогда он начал призывать с верой святителей Иоанна и Феодора и тотчас почувствовал облегчение; князь сумел дойти до храма, где во время утрени получил исцеление.

 

Почитание святителя Иоанна, епископа Суздальского

28 июля 1578 года первая жена старицкого князя Владимира Андреевича инокиня суздальского Покровского монастыря Евпраксия (в миру Евдокия Александровна Нагая; преставилась приблизительно в 1597 году) дала вкладом в собор покров на раку «великого чудотворца епископа Ивана», на покрове были вышиты тропарь и кондак святителю. В 1598 году Суздальский и Тарусский архиепископ Галактион обложил раки Суздальских святителей Феодора и Иоанна серебряными окладами.

Скорее всего, одновременно с составлением первоначальной редакции Жития епископа Иоанна инок Григорий в 50-60-х годах XVI века написал и службу святителю, ее древнейший список датируется 3-й четвертью XVI века. В Похвальном слове русским «новым чудотворцам» инок Григорий писал: «Съшедшеся, блажим двоицю избранную — Иоанна и Феодора, понеже убо сии святии отцы сиают в богоспасаемом граде Суждале, аки два великая светила, иже небесную всю просвещают. Согласно описям книг суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 1636, 1650, 1660 годов, в обители хранились «книга службы и жития преподобнаго Еуфимия да святителя Ивана, Суздальских чудотворцев, письменная, в полдесть, переплетено ново» и «тетрадь в коже стихеры и кануны Иванна и Феодора, Суздальских чудотворцев, письменные, в полдесть». Материал описей позволяет предположить, что известные в настоящее время списки Жития епископа Иоанна в XVII веке (по крайней мере, в 1636-1660 годах) бытовали за пределами Спасо-Евфимиева монастыря, а в обители хранился достаточно древний список, реставрированный в 1-й трети XVII века.

Почитание святителей Иоанна и Феодора в Суздале становится более активным во время пребывания на Суздальской кафедре архиепископа Серапиона (1634-1653). Грамота архиепископа Серапиона в суздальский Покровский монастырь о выборе игумении (январь 1636 г.) заканчивается словами: «А милость Божия и Пречистые Богородицы, и великих святителей Иванна и Феодора, Суздальских чудотворцов, молитвы, и нашего смирения благословение да есть и будет с вами ныне и во веки, аминь». В 1637 году к собору Рождества Пресвятыя Богородицы был пристроен придел во имя святителей Иоанна и Феодора. Можно полагать, что краткая редакция Жития святителя Иоанна была создана по инициативе архиепископа Серапиона в 30-40-х годах XVII века (не исключено, что в связи со строительством придела во имя святых Иоанна и Феодора).

Память Иоанну указана в Уставе служб московского Успенского собора (2-я четверть XVII века) под 15 октября: «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Суждальскаго, чюдотворца. Аще патриарх изволит… поют по уставу с полиелеосом». Имя Иоанн под 15 октября внесено в Месяцеслов Симона (Азарьина) в середине 50-х годов XVII века с пометой: Иоанн чудотворец «бысть в лето 6896 (1388)». В записке царя Алексея Михайловича о пожаловании саккоса Суздальскому архиепископу Стефану указано, что 15 октября 1672 года архиепископ Стефан впервые в саккосе служил «на память святаго священномученика Лукиана пресвитера и иже во святых отца нашего Иоанна, епископа Суждальскаго, чудотворца, на Москве». Епископ Иоанн назван первым среди суздальских подвижников в «Описании о российских святых», известном в списках XVIII-XIX веков.

При епископе Симоне II (1739-1747) в Суздале возникло сомнение относительно мощей святителей Иоанна и Феодора. Чтобы пресечь соблазн, Суздальский и Юрьевский епископ Порфирий 18 ноября 1751 года отправил в Синод прошение об освидетельствовании мощей святителей. В письме архиерея сообщалось, что в дни памяти этих святителей в Рождественском соборе «отъправляются всенощные и молебны по общей минее службы святительской» (несмотря на то что существовали отдельные службы Иоанну и Феодору). 27 августа 1755 года Синод издал указ, которым предписывалось: «понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальствей стране пастырие благочестивии, и по скончании своея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и чрез такое многое прошедшее время бывыми последи их преемниками… и народом были почитаеми и почитаются за святых, и тако не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы, а оставить в таковом же, как до ныне были состоянии и почитании». В 1756 г. была перестроена и вновь освящена придельная церковь во имя святителей Иоанна и Феодора.

Московский митрополит Платон (Левшин), в 1792 году посетивший Суздаль, писал в путевых записках о почитаемом святителе, что «Иоанн был первый епископ в Суздале». 3 марта 1795 года мощи Иоанна были переложены в Рождественском соборе в новую раку, украшенную серебром и червонным золотом, которую устроил Владимиро-Суздальский епископ Виктор (Онисимов). Начиная со времени епископа Виктора, святой Иоанн поминался после Феодора (якобы поставленного епископом в Суздаль в конце X века, что недостоверно и имело целью искусственно удревнить историю Суздальской кафедры).

20 августа 1879 года честные мощи святителей Иоанна и Феодора, по указу Синода, были переложены в новые серебряные раки, устроенные усердием суздальцев, в честь чего было установлено празднование. Рака с мощами епископа Иоанна оставалась на своем месте и в советские годы, несмотря на закрытие Рождественского собора в 20-е годы XX века. В 1992 годы Владимиро-Суздальский музей-заповедник передал мощи святителя Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В 1998 году их мощи были перенесены из собора Рождества Богородицы в храм Казанской иконы Божией Матери на Торговой площади Суздаля.

 

Святитель Иоанн, епископ Суздальский. Иконы

Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Шитый покров. 1581 г.
Святитель Иоанн, епископ Суздальский. Современная икона

 

Житие святителя Дионисия, архиепископа Суздальского

Архиепископ Дионисий, в миру Давыд, родился в Киеве примерно в 1300 году и был пострижен и поставлен во иеромонаха в Киево-Печерской Лавре, откуда ушел на Волгу с образом Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Он поселился в районе Нижнего Новгорода, где в «трех поприщах» от него сам себе ископал пещеру, в которой подвизался в полном безмолвии. Вскоре к нему стала приходить братия, и в 1330 году на этом месте образовался Вознесенский монастырь, в котором впоследствии насчитывалось до 900 иноков.

Под его руководством подвизались преподобные Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский. В 1352 году Дионисий послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для духовного просвещения народа и основания новых обителей.

Святой духовно окормлял нижегородцев: в 1371 году он постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы». Дионисий был одним из общепризнанных духовных авторитетов своего времени на Руси.

В первое воскресенье Великого поста («на Збор») 1374 году митрополит Алексий возглавил в Москве хиротонию Дионисия во епископа «Суждалю, и Новугороду Нижнему, и Городцю» — Дионисий был поставлен во епископа.

31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский воевода, оказавшись на епископском дворе, выстрелил в Дионисия из лука, но Господь хранил Своего избранника — стрела задела лишь епископскую мантию.

После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию Донскому избрать на митрополичью кафедру епископа Дионисия. Но Димитрий Донской предпочел иметь митрополитом своего духовника белого попа Митяя, спешно постриженного с именем Михаил и возведённого в сан Новоспасского архимандрита. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха — незаконно. Святитель Дионисий угрожал своими руками спороть у него скрижали с мантии — лишить его сана. Митяю пришлось ехать в Константинополь за этим поставлением, по этой причине он озлобился на Дионисия и угрожал ему, что по возвращении из Византии не оставит Дионисия даже священником*. В 1379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь с протестом по поводу намерения избрать Митяя, а также по делу еретиков-стригольников. В Царьграде Дионисий пробыл более года. За это время он прислал оттуда два списка с иконы Божией Матери Одигитрии, а также мощи многих святых.

На греков святитель произвел сильное впечатление своей высокой духовной жизнью и глубоким знанием Священного Писания. Патриарх Нил, называя святителя «воистину Божиим и духовным человеком», писал, что сам видел его «пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина». Патриарх Нил посвятил Дионисия в сан архиепископа и пожаловал его многокрестной фелонью. В конце 1381 года он, с грамотой Вселенского патриарха против стригольников, уже вернулся в Суздаль и в Нижний Новгород. Однако великий князь, удостоверившись в высокой духовной жизни архиепископа Дионисия и будучи недоволен Пименом, приобретшим от патриарха сан обманом после внезапной смерти Митяя, теперь повторно отправляет Дионисия в 1383 году в Константинополь, на этот раз вместе с племянником преподобного Сергия — Феодором Симоновским.

Историки считают, что поездка Дионисия в Византию была связана с заключением в 1383 году московско-литовского соглашения, по которому великий князь Великого Княжества Литовского Ягайло обязался принять православие и жениться на дочери великого князя Димитрия Донского. В связи с этим соглашением было принято решение об упразднении установившегося с 1375 года раздела Киевской митрополии на московскую часть, которой управлял митрополит Пимен, и литовскую во главе с митрополитом Киприаном. Предполагалось, что во главе объединенной общерусской митрополии должен был встать Дионисий.

Святителя Дионисия берут под стражу по приказу Великого Князя Димитрия Донского. Миниатюра из Лицевого летописного свода

В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь». Однако по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира (Василия) Ольгердовича, так как к этому времени Ягайло разорвал соглашение с Димитрием Донским, утратила силу и договоренность о возглавлении митрополичьей кафедры Дионисием. Литовские князья негодовали из-за того, что московский князь изгнал из Москвы Киприана, поставленного по требованию великого князя литовского Ольгерда в митрополиты всея Руси. Дионисий был обвинен в том, что поехал в Константинополь «без повеления» литовских князей и подвергнут заключению, в котором и скончался 15 октября 1385 года и был погребен в Антониевой пещере Киевской лавры.

Из своей второй поездки в Константинополь Дионисий привез часть Животворящего Древа Креста Господня и частицы «Страстей Христовых» — орудий, которыми мучили Спасителя. Их поместили в ковчег, ставший значимой реликвией московских великих князей.

Ковчег с реликвиями страстей Господних (ковчег архиепископа Дионисия Суздальского). 1383 г. Из Благовещенского собора Московского кремля. Оружейная палата Московского кремля

 

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский. Иконы

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский. Икона
Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский. Икона с житием
Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский. Современная икона

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля