Иоанн (Илия), архиепископ Новгородский

Память святителя Илии (Иоанна), архиепископа Новгородского, Церковь празднует 20 сентября (7 сентября ст. ст.), вместе с предпразднеством Рожества Пресвятой Богородицы.

 

Содержание

 

Житие святого Иоанна Новгородского

Известны три редакции Жития святителя: первоначальная, основная и поздняя, подразделяющаяся на несколько вариантов. Первоначальная редакция датируется XIV веком и представляет собою краткий рассказ о происхождении, поставлении Иоанна в пресвитеры и служении его в церкви св. Власия, принятии иночества с именем Илия, возведении на новгородскую кафедру, храмоздательской деятельности, принятии схимы с именем Иоанн, кончине и погребении. Первоначальная редакция включена в Пролог ранних изданий (XV-XVI вв.). Вторая (основная) редакция относится ко второй половине — концу XV века; сказание XIV века вошло в нее как составная часть. Эта вторая, или основная, редакция Жития св. Илии-Иоанна Новгородского отличается от ранней наличием трех существенных моментов: «Слова о битве новгородцев с суздальцами», содержащего свидетельство о чуде от иконы «Знамение пресв. Богородицы», Слова о путешествии святителя «на бесе» в Иеросалим ко Гробу Господню и ложном обвинении святого горожанами в блуде, а также Слова об обретении мощей святителя. Эта редакция включена в Пролог издания 1642 года. Наконец, поздние редакции (Димитрия Ростовского и др.) представляют собою лишь сокращения основной, второй редакции. Как сообщает Пролог, «сей убо чюдныи и блаженныи Иоанн родися во Великом Нове граде, от благоверну («благородну, и благочестиву, и богату», — уточняет «Поветь о построении Благовещенской церкви» втор. пол. XV в.) родителю, отца именем Николы, и матери Христины (Крестины, по списку XV в.). Имяше же и брата благочестива, именем Гавриила, иже и настольник его бысть по нем архиепископ в том же во Великом Нове граде». Другой источник, а именно, список Студийского устава XV в. (ГИМ. Син. 330.Л.70) из Благовещенского монастыря, основанного братьями, дает другую информацию: мать Ивана носила имя Марья, — т.е. братья были не родными, а единокровными. Родители воспитывали своих чад в страхе Божием и добродетели, и, когда пришел срок, оставили им большое наследство.

Пламень веры, возжженный Христом через боголюбцев-родителей в сердцах юных братьев, был источником добрых дел на протяжении всего их жизненного пути. Иван стремился к тихой и безмолвной молитвенной жизни, но от брата не отдалялся; вместе они приняли решение распорядиться родительским наследством так, чтобы оно было потрачено на строительство новых монастырей и приходских соборов.

По достижении совершеннолетия «Судом Божиим поставлен бысть Иоанн презвитером к церкви священномученика Власия» на Волосовой улице Людиного конца и «работаше Господеви со страхом, Божественную службу совершая». Этот приходской собор сохранился доныне в перестроенном виде, его основной объем — памятник новгородской архитектуры XV века. В бытность Иоанна пресвитером Власиевского собора родители братьев преставились ко Господу. Получив большое наследство, братья решают основать на южном берегу озера Мячина, близ Новгорода, еще один монастырь по соседству с Успенским «Аркажьим» (Аркадиевским) монастырем, основанным еп. Аркадием — предшественником Илии на новгородской кафедре; они строят деревянную церковь Благовещения пресвятой Богородицы и вокруг нее — келии для братии (1170), — так появляется Благовещенский монастырь на Мячине озере. В этом монастыре братья принимают иноческий постриг; Иоанн становится Илией, а Гавриил — Григорием. До нашего времени сохранилась — правда, в сильно измененном виде из-за перестройки XVII века — и на весь мир знаменита построенная уже архиепископом Илией, на месте той самой деревянной, каменная церковь (1179г.), которую называют церковью Благовещения в Аркажах.

Церковь Благовещения Богородицы в Аркажах в Великом Новгороде

Вторая (основная) редакция Жития Иоанна-Илии упоминает о чуде: для завершения строительства каменного собора у братьев не хватило средств, но превращения благого начинания в «объект незавершенного строительства» удалось избежать — неунывающие братья принялись усердно молиться Спасителю и пречистой Его матери, и вскоре обнаружили у монастырских ворот неизвестно кому принадлежащего (некий богач-ктитор пожелал навсегда остаться неизвестным) красивого и богато убранного и снаряженного коня, причем навьюченного двумя мешками «по обою страну», соответственно, с золотом и серебром. Этого богатства хватило не только на завершение строительства монастырского собора, но и на безбедное существование самого монастыря.

Тем временем преставился епископ Аркадий, и священноинока Илию по единогласному решению новгородского веча избирают предстоятелем Великого Новгорода. Хиротония во епископа состоялась в Неделю Цветную 28 марта 1165 года; возглавлял службу митрополит киевский Иоанн. Заметим, что метание жребия при поставлении епископа  обязательной процедурой станет только по кончине преемника Илии на новгородской кафедре — Григория; Илия же избран был народным собранием — вечем. Вскоре митрополит Иоанн жалует Илие титул архиепископа и вместе с тем, вероятно, назначает его викарием, или «первопрестольником» (πρωτοθρονος) Киевской митрополии, вместо епископа Белгородского. До нашего времени дошли образцы печатей Илии — и в бытность его епископом, и когда он уже обладал званием архиепископа. Заметим, что именно с Илии Новгородского на епископских печатях вместо греческих появляются надписи на церковнославянском языке.

На кафедре предстоятеля церкви в Новгороде Великом Илия, как и положено епископу (επισκοπος — букв. «над-смотрщик», на-блюдатель, т.е. страж, хранитель), активно занимается вопросами поддержания церковного уклада, благочестия на должном уровне. С его именем связано сочинение «Илья, архиепискуп Новгородьскый, исправил с Белогородьскымь епископомь», в котором определялся порядок действий, если на Литургии священник или диакон забудут налить вино или воду в потир или если к Святым Дарам проникнет мышь. По мнению польского историка Анджея Поппе, это было описание возможного применения норм Студийского устава (тогда действующего на Руси; ныне действующий Иерусалимский Устав был введен с XIV века), составленное по случаю смерти митр. Киевского Иоанна, когда возник вопрос о местоблюстительстве на время до прибытия из Византии нового митрополита. Великие Четьи Минеи митр. Макария указывают на то, что архиепископ Илия, видимо, в качестве викария Киевской кафедры участвует в соборах, проходивших в Киеве в 1166 году. Известное древнерусское сочинение «Кирика вопрошание» (Новгород, XII в.), содержащее вопросы к епископу новгородскому Нифонту от некоего духовного лица, в своей третьей части, озаглавленной «Илиино», вероятно, содержит вопросы будущего архиепископа Илии (возможно, еще в бытность его иеромонахом; эту точку зрения, впоследствии поддержанную большинством историков церкви, высказал Е.Е. Голубинский (1834-1912)). Эти вопросы были о допуске или недопуске ко причащению, об исповеди, о наложении епитимии за душегубство, а также о внебрачных и добрачных половых связях и, что немаловажно для нас, о паломничествах в Иерусалим. Илия одобрял путешествия по местам Евангельских событий; вопрос паломничеств был дискутируемым, т.к. встречалось и противоположное мнение: паломники, особенно из состоятельных новгородцев, нередко пускались в длительные странствия, из-за чего оставляли пост — как «в путь шествующие».

В те времена продолжалась, то затихая, то распаляясь вновь, распря на Руси, некогда единой. Зимой 1170 года в ходе княжеской междоусобицы под стены Великого Новгорода пришли собранные в Суздале дружины князя Андрея Боголюбского и его союзников Мстислава Андреевича, Мстислава Ростиславича, Всеслава Васильковича, полки рязанские и муромские, — сообщает Новгородская Первая летопись. Находясь в осаде, новгородцы во главе со своим архиепископом молятся Господу об избавлении. Во время ночной молитвы Илия слышит Глас от иконы Христа, повелевающий ему изнести из собора Господня Преображения, что на Ильине улице (сохранился доныне в перестроенном виде; роспись собора содержит знаменитые фрески Феофана Грека), икону пресвятой Богородицы и поставить ее на остроге — укреплении, сооруженном новгородцами перед лицом наступающих. Илия выбрал выносную (процессионную) икону извода «Оранта» — поясное изображение Божией матери, воздевающей в молитве руки к Небу, с вписанным в ее контур медальоном с Младенцем Еммануилом. Икона была вынесена на стену острога в составе Крестного хода, во время которого «суздальцы» предприняли интенсивный обстрел защитников Новгорода; одна из стрел попала в икону. Будучи выносной и закрепленной на шесте, икона от попадания стрелы повернулась в сторону защитников, что было расценено последними как Божественное знамение (так эта икона и называется с тех пор — «Знамение»); одновременно в стане нападавших началось смятение, что неудивительно: междоусобица в ходе дележа предвкушаемой добычи среди пестрого войска «суздальцев» была весьма вероятна. Новгородцам осталось лишь воспользоваться замешательством нападавших и дать им отпор.

 Архиепископ Илия, Духом Святым поставленный в Новгород строителем Таин Божиих (1 Кор4:1), строит, расточая и родительское наследство, и пожертвования бояр и купцов, новые соборы для служения в них Божественной Евхаристии. С его именем связано, по свидетельству Владычной летописи, основание надвратной церкви Богоявления Господня в Благовещенском монастыре (1182), свв. отцов Никейского собора (1182); Великие Четьи-Минеи добавляют к этому списку «и святаго пророка Илью, и святаго Феодора, игумена Студийскаго, и святых триех отроков Анании, Азарии, Мисаила, и Данила пророка, и святаго Лазоря, и святаго архиерея Николу»..

Бесовские искушения, как и должно быть в мире сем в отношении всякого человека, идущего вослед Христа, не обошли стороной и Илию.

Так же, как и Аврамию Ростовскому (память 29 октября), Илие злой дух «творит спону» посредством «рукомойника», «трепетав» в нем, за что связан был в «умывальнице» Крестным знамением, наложенным архиепископом на верх сосуда. Моля человеческим голосом о пощаде, бес принимает продиктованное Илией условие: в эту же ночь доставить архиепископа Новгородского в Иерусалим для поклонения Кресту и Гробу Господним, и до рассвета вернуть его обратно. Выполнив архиерейское повеление, т.е. свозив-таки, обернувшись конем, святого до Иерусалима и обратно, да еще и подождав его, пока тот помолится у Гроба Господня и поклонится Кресту, демон просит лишь об одном — не распространять среди людей обидную для демона новость о том, как дух злобы поднебесный невольно и раболепно служил человеку. Илия игнорирует просьбу демона, — ибо чтό здесь удивительного, если Сам Господь сказал Своим ученикам, что бесы будут повиноваться им (Лк. 10,20). «Прилетев» из Иерусалима, Илия рассказывает новгородцам о своем чудесном путешествии; рассказ носил поучительный характер: «како подобает жити христианом», — и как же? — очевидно, так, чтобы бесы боялись ученика Христова, а не наоборот. И почти так же, как и в случае с Аврамием Ростовским, лукавый обещает отомстить праведнику и вскоре исполняет свое обещание тем, что день ото дня творит соблазн знавшим святого, оставляя в келии архиепископа детали женской одежды. Наконец, возмущенные граждане призывают своего епископа к ответу; блаженный, выйдя из терема, пытается успокоить толпу, но едва начал говорить, как тотчас из келии его выпархивает зардевшаяся девица и, забежав за сарай, исчезает из виду. Не сумев поймать красотку, новгородцы обвиняют архиепископа в блуде; ученик Христов сподобляется пройти скорбной стезей поношения. Толпа хватает святого и, не сомневаясь в справедливости своего вердикта, предает на Волю Божию, сажая на плот и пуская плыть по Волхову восвояси. Вопреки ожиданиям и к общему ужасу, плот поплыл вверх. Святой же Илия, стоя на плоту, как Ной в ковчеге, как и подобает ученику Христову, молился о гражданах, чтобы Господь не вменил им, самим пострадавшим от прелести бесовской, грех сей. Увидев в происходящем знамение Божие, новгородцы понимают, что их владыка ложно оклеветан, каются, земными поклонами предваряют движение плота и просят прощение у своего архиепископа, благоговейно причаливая к берегу суденышко, успевшее доплыть почти до монастыря св. великомученика Георгия («Юрьева монастыря»). Архиерей, «поучив их от Писания» и простив, возвращается на кафедру.

Печать Иоанна (Илии), архиепископа новгородского

После этих событий святителю оставалось жить недолго. Предчувствуя приближающуюся кончину, Илия отлагает епископский омофор и принимает схиму с именем Иоанн — тем же именем, какое он носил до иночества. Схиархиепископ Иоанн Новгородский преставился ко Господу 7 сентября 1186 года и, по словам Новгородской Первой летописи, «положен бысть в притворе Святыя Софии». На Новгородскую кафедру возведен был по жеребьевке младший брат схимника Иоанна — Григорий. Со временем место погребения святого было забыто. В 1439 году при архиепископе Евфимии в обветшавшем притворе Софийского собора отвалилась деталь свода и упала вниз, расколов забытую надгробную плиту, при демонтаже и замене которой были обнаружены останки неизвестного архиерея. Во сне Евфимию было явлено, что останки принадлежат архиепископу Новгородскому Илие — схимнику Иоанну. С этого момента местное почитание святого обретает первую письменную фиксацию, в которой первоначальное сказание принимает форму так называемой основной редакции Жития, а через сто с небольшим лет на московских соборах при митрополите Макарии устанавливается общерусское почитание святителя Иоанна, составляется служба и пишутся иконы.


Библиотека Русской веры
Житие архиепископа Иоанна (Илии) Новгородского. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале


Тропари, кондак и канон святому Иоанну Новгородскому

Тропарей в службе свт. Иоанну два; первый — тропарь Господу, его основу составляет «типовой» византийский, на глас четвертый, тропарь Господу Всемилостивому, небольшой по объему:

Господи Боже наш, Творяи присно с нами по Твоему Смотрению, не отстави Милости Твоея от нас, но молитвами святителя Твоего Иоанна в мире устрой живот наш.

Второй тропарь — на глас восьмой, русского происхождения и тоже по-своему «типичный»: он начинается, как и множество ему подобных, словами «Днесь красуется град …»; при этом он имеет достаточно большой объем:

Днесь светло красуется славнейшии Великии Нов град, имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, яко солнечныя лучи испущая. И подаваеши исцеления притекающим с верою к раце мощей твоих. Молися Христу Богу избавити град сей невредим от варварскаго пленения и междоусобныя брани, и огненаго запаления, святителю Иоанне Богомудре чюдоносче, Небесныи человече, земныи ангеле. Тем сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, Иже тебе таковую благодать Даровавшаго, исцелением и Великому Нову граду заступление и утвержение.

 

Кондак, глас 4.

Возвеселися явленно честная церкви Христова, в память днесь приснословущаго святителя Иоанна, от Великаго Нова града восиявшаго, и всю тварь удивившаго преславными чудодеянии, и всеми добродетельми украсившагося. Его же и по преставлении честное тело обретеся нетленно, источая велия чудеса. Святителю Иоанне, моли Христа Бога о всех нас.


Библиотека Русской веры
Канон святителю Иоанну Новгородскому  →

Читать онлайн


Святой Иоанн Новгородский. Иконы

В иконописных подлинниках конца XVI в. облик святителя Иоанна имеет характерные черты: округлая борода, чуть шире, чем у преподобного Сергия Радонежского; правая рука благословляет, в левой свиток.

Святитель Иоанн Новгородский. Икона. Русь (Север). 2-я половина XVI в. Из иконостаса Покровской церкви Кижского погоста. КМИИ. Петрозаводск. Карелия

Первый лицевой покров на гробницу Иоанна Новгородского был создан в 1548 г. княгиней Ксенией Шуйской, супругой новгородского наместника. Лицевой покров с образом свт. Иоанна имел в соборе Св. Софии статус выносной иконы.

Свт. Иоанн Новгородский. Шитьё. Русь. XVI век.

Рака для мощей святителя первоначально была деревянной. Резное изображение святого было выполнено в середине XVI в. В древности крышка с образом святителя была позолоченной, стенки раки украшены резьбой, в т. ч. рельефами на темы чудес и деяний святого.

Святитель Иоанн. Резьба. Новгород. 1559 г. Рельеф с крышки раки святого в Софийском соборе. ГРМ. Спб
Святители Иона и Иоанн Новгородские. Икона. Русь. Конец XVI века
Святители Никита, Иоанн и Евфимий Новгородские. Икона (таблетка). Оборот таблетки «Святая Троица». Русь. XVI век. Из Рождественского собора Суздаля. Суздаль, ГВСИАХМЗ
Святитель Иоанн Новгородский. Современная икона

Читайте также: Первый Новгородский архиепископ


Автор: Георгий Неминущий

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля