Святой Иаков Боровичский

5 ноября (23 октября ст. ст.) Церковь чтит память Иакова Боровицкого.


От редакции: Написание и произношение наименования «Боровицкий» разнится в древнерусской и современной традициях. «Боровицкий» — более правильно по-церковно-славянски, чем «Боровичский». В названии этой статьи и в заголовках мы употребили общепринятое в современном русском языке «Боровичский», потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.


Коль красна российская наша сторонка — Богохранимая земля русская! Полноводные реки, дремучие леса, светлые поля, города большие да малые, деревеньки в лугах, петухи утренние, туманы белые над зеркалом озер, трели соловьиные да переливы иволгины, церкви честныя над кручами с погосты хрестьянскими; мосты над струями речными да поезда дальние — огоньки скорые. И стоит наша земелюшка родная не войнами-бранями, ни советом человеческим, а стоит-держится она Словом Божиим, молитвою-службою церковной, святым Комканием-Евхаристиею да памятью прежде почивших святых отец и братий наших. Преданиями стоит она о правой вере хрестьянской, ю же хранили люди русские, и почили в ней, угодив Христу Богу.

Одно из таких преданий — история о чудесном обретении в Новгородских пределах, по реке Мсте, мощей неизвестного святого, оказавшегося Иаковом, тезоименитым св. апостолу Иакову, брату Господню.

 

Содержание:

 

Сведения о святом Иакове Боровичском

Святой праведный Иаков Боровицкий принадлежит к числу тех святых, почитание которых целиком связано с посмертными чудотворениями; о прижизненном благочестии и подвигах таких христиан, как правило, ничего неизвестно; лишь впоследствии, в устной традиции и в ходе фиксации ее в письменности, появляются какие-то, часто противоречивые, сведения о них.

Что мы знаем о святом Иакове Боровицком? Существует так называемое Сказание о чудесах от мощей святого; оно известно в трех редакциях, называемых в науке «начальная» (не ранее 1561), «первая дополненная» (не ранее 1582) и «вторая дополненная» (не ранее 1599). В основании этого Сказания лежат исторические документы: акт об освидетельствовании мощей святого, состоявшемся 2 июля 1544 г.; грамота о перенесении мощей праведного Иакова (от 6 окт. 1544 г.); а также акт о перенесении мощей от 23 окт. 1544 г. Кроме этих документов материалом Сказанию послужили записи, фиксировавшие чудесные исцеления, происходившие как ранее, так и после — и даже во время освидетельствования мощей.

Кроме Сказания о чудесах в рукописной традиции распространилось сочинение, озаглавленное «Повесть словеси явления честных и многоцелебных мощей преподобнаго телеси святаго Иакова, иже в пределех великаго Новаграда, Боровитцкаго чюдотворца, как прииде Мстою рекою вопреки струям к месту Боровитцку, идеже лежаше, или коею славою прослави его Бог», известное с 1600 г. и во многом ориентированное на текст службы святому (написана в 1572 г.) и на вышеупомянутое Сказание о чудесах, которое является основным источником сведений об Иакове Боровицком.

Итак, Сказание сообщает следующее.

Летом 1544 года к архиепископу Новгородскому и Псковскому Феодосию обратились жители селения, известного в то время как Боровицкий погост (одно время именовался как Спасский погост; ныне город Боровичи Новгородской обл.), с просьбой об освидетельствовании явленных чудотворных мощей неизвестного святого, покоящихся в часовне на правом берегу Мсты. В ответ на прошение из Новгорода были посланы клирики Софийского собора, которые приступили к освидетельствованию мощей; параллельно они расспросили местных жителей, которые рассказали клирикам местное предание, передававшееся из поколения в поколение «памятухами», т.е. сказителями — старожилами. По этому преданию, однажды в Светлый Вторник, во время апрельского половодья на реке Мсте (Мъста, от прибалтийско-финского musta, «черная») к правому берегу прибило большую льдину, которая несла на себе мощи, покоящиеся в гробе-домовине, выдолбленном из цельного дубового (вариант — соснового) ствола-колоды; было совершено погребение, и на этом месте воздвигнута была часовня. Новгородские клирики не смогли точно установить дату явления мощей, поэтому дошедшие до нас источники разногласят между собой; разброс дат — от апреля до октября, и годы — от 1452 до 1544. Тем не менее, опираясь на устное местное предание можно более вероятной датой явления мощей признать 11 апреля 1452 года. Появившаяся позднее «Повесть словеси…» рассказывает о том, что мощи плыли против течения (такой характер движения напоминает известный сюжет из Жития свт. Иоанна Новгородского, где плот с архиепископом также плыл по Волхову против течения), а жители погоста, когда льдина с гробом пристала к берегу, не придумали ничего лучшего, как отпихнуть ее обратно на стремнину длинными шестами, руководствуясь, вероятно, теми же соображениями, что и герой стихотворения гениального Пушкина «Утопленник»; и так происходило дважды, ибо мертвец возвращался на то же место, — пока на третий раз, наконец, старейшина боровичей не был вразумлен самим таинственным гостем: во сне старцу явился юноша и строгим голосом спросил: «Почто вы, христиане, отказываете в христианском погребении мне — брату вашему во Христе? Уже ли только потому, что не ведаете имени моего? — Так знайте, что я называюсь по имени святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, память которого в октябре, в 23 день». Было бы заманчиво, — добавим от себя, — остановиться и рассмотреть очень глубокую, даже скажем — Богословскую — символику и метафизику таинственного путешествия долбленого дубового ковчега-гроба по водам «Черной» реки: здесь бы мы нашли бесчисленные параллели и с суденышком Ноя, носимым по водам Потопа, и лукошком Моисея на водах Нила, и даже с первоначальными Водами Бездны Шестоднева. Как из пасти библейского кита, из пучины бездонных «черных» вод, из «инициатического» дома-домовины — «Древа», тридневно выходит на берег, чтобы стать знамением Божией Благодати, новоявленный святой Христов, чтобы и через него, в нем, — чтобы и в этом загадочном аспекте, прославился Единый Святой — Христос, как Солнце — в своих лучах-протуберанцах. Но не будем распространяться дальше — это бесконечно интересная тема отдельного исследования, — а вернемся к нашему повествованию.

Долбленый гроб из ствола сибирской сосны

Новгородская архиепископская комиссия узнала также и о случаях исцелений болящих, бывших на месте погребения принесенных Мстою останков, а также и о целебном источнике, открывшемся там же. Получив доклад вернувшихся в Новгород клириков, архиепископ Феодосий поставил в известность о мстинских событиях митрополита Московского св. Макария; тот ответил грамотой, в которой предписывал организовать перенесение мощей праведного Иакова из береговой часовни в недавно построенную церковь Сошествия Святого Духа в боровицком Свято-Духовом монастыре. Феодосий посылает грамоту от 6 октября 1544 года с распоряжением, согласно которому в Боровицкий погост направляются игумен новгородского Антония Римлянина монастыря Константин и презвитер Иоанн; на них возлагается обязанность собрать клир и народ боровичей и с пением перенести мощи с берега Мсты в Боровицкий монастырь, где и положить их в соборной церкви Сошествия Святого Духа у южных дверей, в раку, с устроением над нею гробницы; с сим дается благословение день перенесения мощей праздновать ежегодно. Торжественное пренесение мощей праведного Иакова Боровицкого было осуществлено 23 октября 1544 года, в день памяти святого апостола Иакова; тогда же был освящен и монастырский собор во имя Сошествия Святого Духа.

Боровичи. Река Мста и Боровицкий Свято-Духов монастырь

Совершающиеся у мощей чудеса начинают фиксироваться в записях. Главным образом это были исцеления от различных недугов — болезни глаз, паралича, горячки, головных болей (возможно, инсульта), одержимости нечистыми духами. Так называемая «первая дополненная редакция Сказания о чудесах» упоминает о 169 случаях исцелений как с местными жителями, так и с приходящими из Новгорода, а также с клириками окрестных монастырей. Позднейшая «Повесть словеси…» в отношении чудес святого приводит число обобщенное, без указания обстоятельств, при которых эти чудеса совершались, поэтому можно предположить, что число это, скорее всего, символическое: «осмьдесят и осмь седмиц»; так или иначе, свидетельствует оно о многочисленности чудес.

С ростом известности на Руси Боровицкого погоста, затем города Боровичи, с его местной реликвией, росло и предание об Иакове, чудотворце Боровицком, или, как принято стало называть его позднее, Боровическом, или Боровичском. Принимались во внимание особенности быта жителей побережья Мсты, реконструировались и припоминались давние обычаи. Река Мста, несущая свои воды в Ильмень-озеро, известна своенравным характером — где-то она тихо течет в туманах и излучинах меж великолепных живописных холмов, поросших смешанным лесом, оглашая майские рассветы лягушачьими и соловьиными концертами; а как раз в районе Боровичей она перекатывается через могучие камни-валуны, образуя пороги. По Мсте издревле шел торговый путь, называемый Волжским, связывающий Скандинавию — через Мсту и Волгу — со странами Арабского Халифата. Много позднее, уже в Российской империи, Мста включается в Вышневолоцкую водную систему — оборудованный гидротехническими сооружениями маршрут, снабжавший новую столицу империи Санкт-Петербург продовольствием из центральной России. Основным занятием жителей как погоста, так впоследствии и города Боровичи, была проводка торговых судов через мстинские пороги. Так и о боровицком чудотворце Иакове со временем «вспомнили», что он, кажется, был то ли бурлаком-«судовщиком», то ли лоцманом на Мсте, проводил караваны судов через мстинские пороги. Да и, скажем к слову, тщившиеся «решить проблему» с  приставшим к берегу Мсты невесть откуда взявшимся покойником тоже были «специально обученные люди»; правда, как мы теперь знаем, их профессиональные навыки и инвентарь — длинные лоцманские багры — не помогли им; их «проводка» домовины по Мсте не удалась, но сам «судовщик» Иаков чудотворец «провел» их в правильном направлении — к благодарному почитанию дарованной боровичанам Божественным Промыслом святыни. Существует вариант местного предания, сообщающий о том, что Иаков был Христа ради юродивым и что его убило ударом молнии — последний факт, вероятнее всего, объясним определенным типологическим соответствием боровицких преданий с преданием о другом северорусском святом — Артемии Веркольском, также малоизвестном при жизни и прославленном посмертными чудотворениями.

 

Почитание святого Иакова Боровичского

Рубеж XVI-XVII вв. отмечен первыми упоминаниями о помещении частиц мощей праведного Иакова в напрестольные Кресты для новгородских соборов. Так, в 1599-1600 гг. митрополит Варлаам вложил золотой напрестольный Крест в собор Святой Софии; Крест содержал частицу мощей боровицкого чудотворца. Вслед за этим, почти через 30 лет, архимандрит Феодорит сделал вклад в Варлаамиев Хутынский монастырь Преображения Господня — этим вкладом был серебряный напрестольный Крест с частичкой мощей святого Иакова. В 1639 г. на Онежском озере будущий патриарх Никон чуть не погиб от разыгравшейся там бури, но остался невредим. В память о спасении — уже в годы своего патриаршества — он в Палестине заказал Крест «мерою и подобием Креста Христова» и поместил его в Онежский Крестный монастырь на острове Кие, у которого получил избавление от смерти. Крест содержал множество частиц мощей святых, среди них — и боровицкого праведника. Ныне Кийский Крест можно видеть в Москве в церкви в честь Сергия Радонежского в Крапивинском переулке. Можно, кстати, задаться вопросом: вспоминал ли патриарх о своем чудесном избавлении на Онеге, когда с «собинным другом» своим царем Алексеем Михайловичем Романовым чинил погром изначально переданной Руси от Византии Традиции? Ведь он, несомненно, молился «по-старому», когда находился на грани жизни и смерти и когда радостно давал обеты Господу, благодаря за чудесное спасение.

Кийский крест

В антиуниатской и антилатинской «Палинодии» архимандрита Киево-Печерского Захарии Копыстенского и в ряде других память Иакова Боровицкого устойчиво отмечается как приходящаяся на 23 октября. Интересное упоминание о мощах Иакова и о службе ему в Боровичах имеется в рукописи «Описания о российских святых», принадлежащей П.И. Савваитову: «В Бежецкой пятине, в Спасском погосте, за два девяносто поприщ от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иакова Боровицкаго лежат наверх земли в раце древяне. Поют службу с полиелеосом».. 

 В 1654 г. монастырь в Боровичах был причтен к Валдайскому Святоозерскому в честь Иверской иконы Божией Матери монастырю, основанному патриархом Никоном, а через три года патриаршим указом туда были перенесены и мощи боровицкого чудотворца. В Слове на перенесение мощей Иакова, атрибутируемом патриарху, перенесение мощей праведника в Иверский монастырь объяснялось тем, что на прежнем месте они не могли более находиться, ибо были «никим же брегомы» — «ово от скудости монастыря, ово за нестроение настоятелей». Напрашивается подозрение (заметим в скобках), что «нестроение» это вряд ли было вызвано чем-нибудь иным, как не начавшимися «реформами» того же Никона. Кстати, патриарх‑реформатор лично был свидетелем нескольких исцелений, одним из которых было исцеление от слепоты женщины по имени Марья в Едровом Яме, на пути перенесения мощей в Иверский монастырь. Никон показывал Марье «источники» на своей мантии и спрашивал о цвете их; исцеленная отвечала правильно.

Чудеса от мощей праведного Иакова Боровицкого продолжались и позднее. В XIX в. были описаны случаи отыскания обедневшими и находившимися на грани разорения крестьянами кладов в лесу после того, как им во сне являлся боровицкий чудотворец и указывал место, на котором следует искать клад. Ныне, по прошествии столетий, после революции и Великой Отечественной войны, после всевозможных утрат, частички мощей святого Иакова Боровицкого хранятся в разных местах: например, в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в храме блгв. кн. Александра Невского (Псков), а также в Екатеринбурге, в Новотихвинском женском монастыре (все — РПЦ МП).

 

Тропарь, кондак и канон святому Иакову Боровичскому

Служба святому Иакову Боровицкому содержит канон святому, заглавные буквы тропарей которого, до девятой песни, образуют алфавитный акростих; тропари же девятой песни заглавными буквами указывают на имя сочинителя канона — «Ив[а]нов».

Тропарь:

Божественою Благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеление, притекающим к раце мощей твоих мудре Иакове. Тем же и мы ныне чтем честных мощей твоих принесение, веселяще вкупе душя и телеса, тем вси вопием, слава Давшему ти крепость.

Кондак, глас 8:

Верою и любовию, твоего честнаго телесе принесение празднующих блаженне, сохрани и соблюди от всякия злобы, и соблазна змиина. Имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу Богу. Его же моли спасти царя нашего православнаго, и люди молящыятися. Да вси вопием ти, радуися отче Иакове, всея русския земли удобрение.


Библиотека Русской веры
Канон блаженному Иакову Боровицкому

Читать онлайн


Святой Иаков Боровичский. Иконы

Первые иконописные изображения Иакова Боровицкого появились вскоре после освидетельствования мощей его вышеописанной новгородской архиепископской комиссией; они несут на себе влияние распространенной уже в то время иконографии ростовских, московских и устюжских юродивых, поэтому Иаков чаще всего изображается нагим, в молении, в набедренной повязке.

Праведный Иаков Боровицкий, Новгородский чудотворец. Прорись иконы
Св. Иаков Боровицкий. Рисунок (перевод с иконы). Россия. XVII век

Ранние изображения, вероятно, восходящие к иконе у раки чудотворца в Боровицком монастыре, типичны для русской иконописи: местночтимый русский святой представлен в соседстве с уже прославленным в кафолической Церкви святым, чье имя он носил, — в данном случае это св. апостол Иаков.

Св. Апостол Иаков и св. бл. Иаков Боровицкий с образом постановления св. Иакова в епископы. Палех, конец XIX в

В том же Боровицком монастыре в конце XVI в. существовала и житийная икона прав. Иакова — «образ Якова чюдотворца в деяниих, на золоте». Состав клейм этой уникальной иконы, равно как и сюжет предполагаемого «Жития», нам неизвестен: образ не сохранился. С начала XVII в. известны единоличные иконы Иакова Боровицкого, происходящие главным образом из Свято-Духовского монастыря. Чудотворец изображался на них в молении ко Спасу в сегменте Неба, или «в облаце». Более поздняя иконография представляла Иакова стоящим на берегу Мсты у стен Свято-Духова монастыря в молении перед помещенной в облако иконой Богородицы с Младенцем; еще более поздняя — в молении перед Иверской иконой, на фоне Валдайского Иверского монастыря, окруженного водами озера. С расширением почитания святого за пределы новгородских земель образ Иакова присутствует в составе многофигурных композиций, таких, например, как «Собор новгородских святых».

Св. Иаков Боровицкий на фоне Иверского Валдайского монастыря. Конец XVIII в. Государственный исторический музей, Москва

Отдельно стоит упомянуть икону нач. XVII в. из собрания Покровского собора Рогожского кладбища в Москве, на которой вместе со св. апостолом Иаковом изображен преподобный с длинной бородой и надписанным именем Иаков Новгородский.

Св. ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровицкий. Нач. XVII в. Фрагмент Минеи на октябрь. Покровский собор на Рогожском кладбище

Вероятнее всего, эта икона свидетельствует о происходившем иногда смешении образа Иакова Боровицкого с костромским преподобным Иаковом Железноборовским (именуемым в некоторых костромских писцовых книгах начала XVII века Яковом Боровским).


Автор: Георгий Неминущий

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля