В последние годы в старообрядческой среде активно обсуждаются онтологические и философские вопросы староверия. Например, что объединяет староверов разных согласий кроме двуперстия. Редакция сайта «Русская вера» предлагает вниманию читателей некоторые принципы, выработанные в ходе этих дискуссий и обсуждений.
В статье анализируется старообрядческий сборник, составленный северодвинским беспоповским наставником и писателем Симеоном Гавриловым в начале XX века, содержащий подборку старообрядческих сочинений о крещении и наставления для духовных отцов, совершающих таинство крещения.
25 июля 2019 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Всемирный Союз Староверов. Как отмечал в интервью нашему сайту председатель Союза Л. М. Севастьянов, главными задачами новой организации станет «помощь и защита староверов, старообрядческих общин и организаций». По мнению Леонида Михайловича, прежде всего речь идет о юридической защите. «Нужно помогать старообрядцам получать разрешения на строительство храмов и молелен, помогать в оформлении документов и разрешении конфликтов с местными властями. Конечно же, будем помогать и в образовательных инициативах. Поднятие уровня образованности в старообрядческой среде является архиважной задачей», — отметил Л. М. Севастьянов. Сегодня Леонид Михайлович выступает с программной статьей, посвященной общественным и политическим задачам староверия.
Мы продолжаем публикацию уникальных исторических сочинений в честь юбилейных торжеств, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Сегодня мы представляем читателям сочинение бывшего хасида, а впоследствии старообрядческого историка и публициста Владимира Карловича (ум. 1912). В книге «Критический разбор Окружного Послания и все оттенки направления самого автора его» автор дает оценки составителям «Послания», участникам раздора, а также публикует много другой, ныне неизвестной, информации. С помощью автора мы возвращаем в научный оборот термин «мнимо-окружники». Также в этой части книги рассказано о некоторых подлогах, на которые шли «окружники» с целью победы над «неокружниками».
Как государство регулировало функционирование старообрядческих молитвенных домов 100 лет назад? Авторы исследования подвергли анализу законодательство Российской империи по данному вопросу на территории Томской губернии, а также изучили специфику его реализации на местном уровне за счет богатого комплекса архивных данных, многие из которых были использованы впервые.
Конфессионально-этическая система старой веры оказывала значительное влияние на формирование и развитие староверческого хозяйствования в XVIII — начале ХХ веках. Под воздействием многих, в том числе конфессиональных, факторов сложился особый тип личности старовера с активной жизненной позицией, деятельным характером, высоким уровнем личной ответственности и самоконтроля, приверженностью к ограниченному личному потреблению. О формировании хозяйственной этики старообрядчества рассказывает проф. Школы исторических наук НИИ «Высшая школа экономики», д.и.н. Валерий Керов.
Тема различных чудесных и сверхъестественных явлений очень актуальна в наши дни. Но все ли чудеса от Бога? Нередко в рубрику «Вопрос священнику» поступают вопросы касательно того, как относиться к мироточению икон, к благодатному огню в Иерусалиме, к целительным способностям отдельных людей, к вещим снам и откровенным видениям и даже к самопроизвольному перемещению мебели в нежилой квартире, где недавно умер человек. В связи с этим представляем подробное и аргументированное размышление о природе чудес и знамений епископа Древлеправославной церкви Христовой Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ) Алимпия (Вербицкого).
В Екатеринбурге есть уникальный музей. Создал его двадцать лет назад Евгений Ройзман. Вся экспозиция — единое запечатленное явление: Невьянская икона. Ее собиранию и изучению основатель музея посвятил годы. Все знают Ройзмана — мэра, бизнесмена, депутата, борца с наркотиками. Но у него есть и другие роли — хранителя, историка, поэта.
В постановлениях Освященного Собора 16-18 октября 2012 г. РПсЦ установила общецерковное почитание святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси, в день его преставления 2 июля. Противостояние Церкви и еретиков было всегда, и каждому христианину необходимо быть искушенным в учениях, а все несогласное с Христовым учением отметать, ибо не всякие рассуждения или учения о Боге являются истиной. Недавно появилось новое учение, что Русская Церковь впала в ересь в 1589 году, когда приняла от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова. Данная статья служит ответом на вопросы о событиях ХV века.
2 июля (19 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Паисия Великого. Ему молятся об избавлении от муки умерших без покаяния православных христиан.
В этом году эпидемия коронавируса повлияла на обычное течение церковной жизни. Многие верующие были вынуждены оставаться дома. В этой связи особенно актуальным стал опыт прославленных Церковью святых, подвиг которых заключался в удалении от мира, бегстве в пустыни, леса и горные расселины.
Из фарфора с кузнецовских фабрик ели и в императорском дворце, и в купеческих домах, и в сельских избах. Более 100 лет Кузнецовы были лидерами фарфорово-фаянсового бизнеса России. После 1917 года был уничтожен почти весь этот род. А вот фарфоровое дело, основанное когда-то простым гжельским кузнецом и продолженное его потомками, живет и сегодня. Да и знаменитая «кузнецовская» посуда до сих пор встречается на наших столах.
26 февраля 2020 года состоялся круглый стол «Роль мирян в старообрядчестве», на котором прозвучал доклад А. В. Шишкина, посвященный Всероссийскому съезду старообрядцев в 2000 году. Сегодня мы публикуем этот доклад.
Присутствует ли любовь среди современных христиан? Почему они не доверяют друг другу? Почему некоторые готовы рисковать здоровьем ближних? Обязан ли Бог совершать чудо в обмен на посещение храма? Эти и другие вопросы мы продолжаем обсуждать в рамках круглых столов.
Жительница деревни Даниловки Печорского района Республики Коми Мария Артеева вот уже много лет восстанавливает историю своей малой родины. Свою работу она начала с поиска имен участников Великой Отечественной войны д. Даниловки. Мария Кирилловна установила памятник героям войны — уроженцам Даниловки. А сейчас возводит часовню во имя покровителя воинов — великомученика Георгия Победоносца. В планах Марии Артеевой и открытие в родной Даниловке дома-музея староверов.
Во вторую Неделю по Пятидесятнице совершается память святых священномученик, мученик и исповедник, иже в Русстей земли за веру Христову от безбожник пострадавших. Это празднование установлено решением Освященного Собора РПсЦ в 2001 году. В XX веке на старообрядческую Церковь обрушились новые жестокие гонения — гонения от богоборческих властей. Годы советских репрессий оставили свой страшный след и в жизни старообрядчества Алтайского края. Закрывались храмы, священнослужители и миряне подвергались аресту. В этой статье Марины Волосковой повествуется о жизни, пастырском служении и гибели о. Логина Лебедева.
Почти 5 лет продолжается диалог между Русской Православной старообрядческой Церковью и Русской Православной Церковью по вопросу канонического статуса Белокриницкой иерархии. Вопреки заявлениям некоторых комментаторов, этот диалог был инициирован не с целью церковного сближения, а для разрешения церковно-канонических казусов, связанных с совершением некоторых таинств и треб. Сегодня мы публикуем новые комментарии, присланные из Московской Патриархии. Помимо прежних аргументов среди них появились и вопрошания, связанные с изменениями в канонической практики РПСЦ.
19 июня (6 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Паисия Угличского. За труды на благо Церкви Христовой преподобный Паисий удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости.
Постановления Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, состоявшегося в Москве 16 июня 2020 года в Доме причта на Рогожском под председательством митрополита Корнилия.
Эпидемия коронавируса, прокатившись по территории страны, в той или иной степени затронула каждого. Если человеку посчастливилось не заболеть, то болели его близкие и знакомые, большинству пришлось находиться в изоляции, у кого-то упали доходы, а некоторые и вовсе потеряли работу. О непростых духовных размышлениях во время заболевания коронавирусом пишет известный старообрядческий публицист, заведующая отделом металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва) Юлия Маслова.
Пандемия и карантин стали проверкой готовности христиан к встрече с «последними временами», когда верующие будут существовать в условиях гонений три с половиной года царства антихриста. Выяснилось, что не только трех лет, но и месяца карантина многие не смогли выдержать, постоянно роптали, требуя возвращения пышности церковных служб и привычных фоторепортажей из храмов.
Он мечтал стать архитектором, но на экзаменах в институт ему не хватило баллов. Тогда родители настояли, чтобы сын не терял времени в ничегонеделании и поступил хоть куда-то. Поэтому не удивляйтесь: по первому образованию Андрей Тотьмянин — медик, и только по второму — строитель. Сегодня дело рук мастера из пос. Шамары — это купола и маковки, которые украшают старообрядческие часовню и храм в Рязани и Сызрани.
Почему конфессии оказались неготовыми к испытанию в виде пандемии коронавируса? Почему исполнение культа оказалось важней веры и добрых дел? Почему нынешняя экономическая модель церковных структур оказалась в кризисе? Какую роль сегодня выполняют многие современные монастыри? Об этом и другом беседуют участники круглого стола.
5 июня (23 мая ст. ст.) церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой как покровительницы русских инокинь. Она — первая прославленная русская игуменья и первая известная наставница всех русских женщин, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Ее называют также «матушкой земли Русской» и матерью женского монашества на Руси.
Наверное, нет сейчас человека, который не задумывался над вопросом: «А в какое время я живу?». Кто-то следит за тем, что на это сказали старцы с Афона, кто-то полагается на звездные гадания астрологов, а кому-то еще раз захотелось перечитать Апокалипсис или хотя бы то место из св. Евангелия, в котором Христос говорит о признаках приближения последних времен. И эсхатологичность мыслей сводится к простому: неужто мир к концу движется?
Предлагаем вниманию читателей текст доклада доктора политических и философских наук Александра Гельевича Дугина, прочитанный на конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее», которая состоялась 26 января 2020 года в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений.
Сегодняшние проблемы нашей Церкви отчетливо проявились в ходе пандемии, по причине которой власти разных стран приняли решение ограничить общественные мероприятия, в том числе и богослужения. Но всеобщее единение верных может быть проявлено как в молитве, так и в возможной, но сегодня оставленной, практике святого причащения на дому. О возможности возвращения этой древней практики размышляет иерей Глеб Бобков (РПсЦ).
На плечах у епископа Томско-Енисейского Григория Коробейникова духовное окормление самых больших по площади территорий России — от Томской области до самого Тихого океана. Три епархии! Храмы здесь отстоят друг от друга на тысячи километров. И везде ждут его пастырского внимания, заботы, поддержки. В интервью редактору и издателю газеты «Община» владыка рассказывает о том, как знакомился с вверенными ему епархиями, признается, что еще недавно сам водил машину, ходит в магазин за продуктами и любит внуков, а их у него почти сорок!
История мужских головных уборов вчера и сегодня. Что такое мужской головной убор? У каких народов он исторически встречался и как он видоизменился? Могут ли мужские головные уборы вернуться в широкий обиход? Этот вопрос обсуждался на очередном круглом столе, организованном сайтом «Русская вера».
28 мая (15 ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Евфросина Псковского. Евфросин удостоился явления ему святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя преподобного Онуфрия Великого.
В мае 2020 года беспоповцы города Саратова и всей России отмечают знаменательный день — 95-летие со дня начала работы Саратовского Нижневолжского Областного Собора христиан старообрядцев поморского согласия, приемлющих брак. Собор прошел с 25 мая по 1 июня 1925 года.
Образование сегодня является одним из важнейших вопросов, определяющих перспективы старообрядчества. От количества образованных верующих, причетников и клириков зависит то, какое место старообрядчество займет в жизни России и других стран. Сегодня мы продолжаем беседу с ректором Гребенщиковского духовного училища, руководителем издательско-просветительского отдела Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Иларионом Ивановичем Ивановым.
Чтобы изучать историю русского письма, не нужно идти в музей или архив — достаточно внимательно посмотреть на сами буквы. И обнаружить, к примеру, как в одной букве сплетаются древнегреческие, латинские и славянские мотивы. Но тайны письма этим не исчерпываются. Доказано, что письмо перьевой ручкой необходимо человеку — для здоровья и развития творческого потенциала. Может, поэтому сегодня такой интерес к древнему искусству каллиграфии?
20 мая (7 мая ст. ст.) совершается память одного из самых строгих подвижников благочестия Древней Руси — преподобного Нила Сорского, идейного вдохновителя течения «нестяжателей», которые выступали против крупного монастырского землевладения и призывали монашествующих руководствоваться примером и образом жизни Афонских иноков. Преподобный Нил стал основателем скитского пустынножительства на Руси и оставил после себя немногочисленные, но очень глубокие по духовному содержанию — заключающемуся во внутреннем совершенствовании и созерцательной молитве — труды об уставе иноческой жизни.
В последние дни распространяются слухи, что американский предприниматель Билл Гейтс под видом прививки собрался ставить людям печать антихриста. Подобные мнения распространялись в старообрядческой среде и в начале XX века. Запуганные староверы Гуслиц отказывались от прививок, опасаясь печати антихриста. Это привело к эпидемии оспы, во время которой заболело 3279 человек. Старообрядческие благотворители и начетчики выступили против этого суеверия.
Почему ты, христианин, считаешь для себя возможным приносить с собой свою болезнь и считать, что в Церкви ты никого не заразишь? Почему ты, христианин, настолько безумен в своем тщеславии?! Откуда такая безумная уверенность? Об этом читайте в «Разъяснении относительно опубликованных рекомендаций» о совершении богослужения в Русской Древлеправославной Церкви.
Мы продолжаем публикации на тему истории элементов традиционной русской одежды. Сегодня мы расскажем о поясе. Это, пожалуй, также один из самых архаичных элементов костюма, сохранившийся у староверов до сих пор, благодаря своему значению.
9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. История старообрядчества неразрывно связана с историей России. Старообрядцы с оружием в руках защищали Родину, трудились в тылу и внесли большой вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Сегодня мы рассмотрим историю старообрядцев-фронтовиков Алтайского края.
9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Старообрядцы в годы войны защищали Родину с оружием в руках, юные и пожилые трудились в тылу, на оборонных предприятиях. Тысячи старообрядцев пали на поле брани, умерли от ран и болезней, пропали без вести. И это лишь несколько примеров, как отразилась Великая Отечественная война в судьбах старообрядцев. Сегодня мы публикуем материал Галины Кочетковой о старообрядцах-фронтовиках.
Старообрядцы унаследовали от практики дониконовской Церкви Московской Руси многочисленные ритуальные правила, регламентирующие поведение христиан при контакте с внешним (в религиозном смысле) миром — еретиками и сферой нечистого. Именно древлеправославие сохранило весьма полезные для современной медицины навыки и традиции.
Пермский край всегда привлекал внимание исследователей старообрядчества. В XIX веке Пермская губерния занимала одно из ведущих мест в России по численности старообрядцев. В данной статье рассказывается о сегодняшнем дне самой многочисленной общины старообрядцев, проживающих в городе Перми.
Церковное право — это одна из фундаментальных основ канонического устройства и канонического статуса христианской Церкви. Однако в России, несмотря на так называемое духовное возрождение, вопросы церковного права и церковного суда в большинстве христианских конфессий оказались на заднем плане. Сегодня наш сайт публикует проект «Положение о рассмотрении канонических нарушений», подготовленный группой священнослужителей и мирян РПСЦ, в котором они обращаются к историческому опыту Вселенской Церкви и основам церковного права, выработанного во времена Вселенских соборов.
Мы продолжаем публикацию уникальных исторических сочинений в честь юбилейных торжеств, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Сегодня мы представляем читателям сочинение бывшего хасида, а впоследствии старообрядческого историка и публициста Владимира Карловича. В книге «Критический разбор Окружного Послания» автор дает оценки составителям Послания, участникам раздора, а также публикует много другой, ныне неизвестной, информации. С помощью автора мы возвращаем в научный оборот термин «мнимо-окружники».
Последние события, связанные с эпидемией, показывают, что церковные лидеры и религиозные деятели российских конфессий оказались не готовы к грозным событиям. Очень часто простым верующим приходится самостоятельно решать, каким образом выживать в эпидемию и какие формы общественной активности допустимо или необходимо проявлять. Сегодня мы публикуем размышление христианина, которое распространяется в последние дни в сети Интернет, а также материал «Христиане и эпидемия».
В отличие от РПЦ, в которой с начала XVIII века не только епископы, но и священники исключительно назначаются, в старообрядчестве сохраняется выборное начало. Однако в разных старообрядческих согласиях или общинах этот принцип реализуется по-разному, причем он может видоизменяться в разные исторические эпохи. О непростой ситуации в вопросе выбора кандидатов во священники в Русской Православной старообрядческой Церкви размышляет иерей Глеб Бобков (РПсЦ).
В апреле 2020 года исполнилось 34 года со дня трагедии на Чернобыльской АЭС. В случае с аварией на ЧАЭС в прессе было очень мало информации об уроне, который понесло население регионов, подвергшихся радиоактивному заражению. В прошлом году состоялась премьера пятисерийного исторического драматического мини-сериала «Чернобыль», созданного телеканалом HBO и посвященного аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, ликвидации последствий этой аварии и расследованию её причин. Сегодня сайт «Русская вера» рассказывает о совсем малоизвестной теме — о трагедии старообрядческих поселений Стародубья и Ветки, попавших в зону последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В наши дни Господь послал нам очередное испытание, которое может коснуться каждого жителя планеты Земля. Пандемия коронавируса, распространившаяся в начале 2020 года в большинстве стран мира, заставила менять ритм и образ жизни существенную часть человечества. О необходимости проявлять милосердие и сострадание к окружающим людям в условиях пандемии размышляет настоятель кафедрального собора РПсЦ в г. Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов.
Много лет назад старообрядческий священник Иоанн Кудрин (1879–1960) рассказал интересную историю борьбы христиан с безбожниками в СССР. В частности, он поведал о том, как был посрамлен Емельян Михайлович Ярославский — идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР, председатель «Союза воинствующих безбожников». История эта, случившаяся в пасхальные дни более полувека назад, будет очень интересна и сегодняшним читателям.