Валерий, Москва
16 декабря 2019

Как относиться к святыне, находящейся в никонианских храмах?

Добрый день. Есть Валаам и есть Соловецкий монастырь, есть Троице-Сергиева лавра. Есть много монастырей ещё с дораскольных времён. Как нам относиться к ним? Можно ли зайти и помолиться? При входе в никонианские храмы и монастыри есть изображение Христа или Богородицы, что делать при входе? Или заходить, как на экскурсию? И ещё вопрос. Я работаю ген. директором ломбарда, и даже более: это наш семейный бизнес. Как мне к этому относиться? Как церковь к этому относится? Спаси Христос!

Приветствую Вас, Валерий! Интересующий вас вопрос отнюдь не нов, с глубокой древности христиане сталкивались с подобными проблемами. Очень часто в истории Церкви церковное имущество и святыни оказывались в плену у иноверных или вероотступников. В частности, очень похожим на наше время был период господства иконоборческой ереси. Тогда один из главных защитников Православия преподобный Феодор Студит на вопрос, подобный вашему, дал такой ответ:

Вопрос 5. О мощах святых; можно ли входить в их усыпальницы, и молиться, и покланяться им, если они заняты нечистыми священниками?
Ответ. Правило не позволяет, по вышеизложенным причинам, входить в такие усыпальницы; — ибо написано: вскую свобода моя судится от иныя совести (1 Кор. 10, 29); — разве по необходимости, только для поклонения останкам святого, можно войти
 (Письмо 215. К Мефодию монаху).

Вот и вы следуйте рекомендации святого. Можете при необходимости заходить в храмы иноверных для поклонения находящимся там православным святыням, это же касается и почитания Креста Господня и икон святых. Если Крест сделан по православному обычаю, то он, несомненно, достоин всякого почитания, независимо от того, кто его сделал. Это следует, например, из 73-го правила 6-го Вселенского Собора, которое предписывает:

Изображение креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих.

Как видим, несмотря на то, что неизвестно, кто сделал начертание креста Господня, тем не менее оное признается таковым и достойным почтительного к нему отношения. О том, что священные предметы святы сами по себе, независимо от того, кто их сделал, читаем также и в Деяниях 7-го Вселенского Собора:

Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. Поэтому такие предметы мы почитаем, как достойные почитания, и лобызаем их. Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения… То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением покланяясь ей, мы получаем освящение (Деяние 6-е).

Поэтому, хоть иконописец в Церкви и должен избираться из числа верных и благочестивых по образу жизни, тем не менее, если и кто иной сделает святое изображение согласно с православным иконописным каноном, то таковое является, безусловно, священным, а следовательно, достойным и поклонения.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля