Таинство Покаяния у староверов-безпоповцев


Не новины какия затеяхом, не догматы своесмышленыя нововнесохом, не за своевольная предания утверждаемся, но готовая Древлеправославныя Церкве предания содержим, по готовым священным книгам службу Богу приносим, еже есть в готовей Древлеправославней Церкви пребываем, по божественному Златоусту: Церковь есть не стены и покров, но вера и житие, не стены церковныя, но законы церковныя... (Предисловие к «Поморским ответам»)

Древлеправославная Поморская Церковь не изменила свою веру, принятую от Исуса Христа, распространённую и проповедуемую святыми апостолами, утверждённую Вселенскими и Поместными Соборами; веру, которая являлась основой Церкви Христовой на Руси до времён патриарха Никона.

Пока служители служат Церкви Христовой верой и правдой, то до тех пор принадлежит им и обетование. Но когда они делаются изменниками закону Церкви Христовой, то тогда они лишаются обетования. (Иоанн Златоуст, беседа 90 на Евангелие от Матфея, 1781 год)

После церковного раскола приверженцы древлего благочестия увидели в Никоне изменника истинной веры Христовой, антихриста, и решили, что лучше остаться без священства, чем с ложным священством «ввержену быти в геену огненную» (Мф., зач. 42). Благочестивые предки уходили от гонений последователей Никона на окраины Российского государства, они несли с собой истинную веру, которая является основанием Церкви Христовой. Основывались монастыри, храмы и моленные, в которых совершали молитву простецы, не имеющие священнического рукоположения, но имеющие в себе основу веры — страх Божий, который не даёт преступать законы и церковные уставы, утверждённые правилами святых апостолов и церковными соборами.

Основатели Выго-Лексинского общежительства — Симеон Денисов, Иван Филиппов, Даниил Викулин. Район Печоры, середина XIX в.

Начало поморскому согласию положили получившие благословение от спасшихся соловецких иноков Даниил Викулин и братья Андрей и Симеон Денисовы, основавшие в 1695 году на реке Выг в Поморье мужскую обитель и в 1706 году на реке Лексе женскую обитель. С конца XVIII века поморцы признали брак без священства и составили свой брачный канон. Пребывая без священства, старообрядцы-поморцы вели строгий христианский образ жизни: любое дело начиналось с молитвы, молились за суточный богослужебный круг по Псалтыри или по лестовке.

Первый Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, состоявшийся в Москве в 1909 году, разъяснил и утвердил многие вопросы, возникшие в среде христиан за долгий период гонений. Вопрос о спасительности святой Церкви без священства был решён положительно. Иоанн Златоуст говорит:

Если епископ не находится среди своего стада, чтобы руководить им, пусть овцы сами возьмут на себя обязанности пастыря. (И. Златоуст и Евдокия, стр. 389).

Первый Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, 1909 год

Также на Соборе были даны обстоятельные ответы из Священного Писания и святоотеческих книг о семи таинствах церковных и о возможности пребывания без них в Церкви без иерархических чинов. Особо обсуждались таинства, необходимые ко спасению — крещение, причащение и исповедь (покаяние). Два из них — крещение и покаяние — могут совершать достойные миряне за неимением иереев, а Таинство Причащения (евхаристия) может быть и духовным для тех, кто достоин и желает принять его.

О совершении Таинства Покаяния мирянами читаем у блаженного Симеона Фессалонитского в 72-м ответе: «и простым на покаяние приимати, и епитимийствовати». О том, что покаяние могут принимать простецы, находим подтверждение и в житиях святых, причем не только в нижеприведенных, но и во многих других:

Святый Антоний Великий, не имый священьства, многия приходящия к нему поучаше, и помышления приимаше, и образ иноческий Павлу простому подаде (в житии его, генваря в 17).

Святый Пахомий Великий, не священник сый, монастыри многи собрав, помышления братии приимаше, и отвергшася Христа страха ради, в покаяние прияв, и епитимиею обложив его исправи, о чесом в житии его писано.

Святый Иоанн Златоустый, еще до поставления в презвитеры в монастыре живый, не точию иноков многих, но и мирян помышления приимаше и исповедываше, и ключимыя пластыря от себе им подаваше, о чесом в житии его, чюдо 3, являет (Маргарит, в житии Иоанна Златоуста, лист 25).

Святый Сава освященный, еще до священьства своего монастырь создав, и братию собрав, помышления их приимаше (декабря, 5 дня).

Святый Иоаникий Великий, не священник сый, помышления исповедающихся приимаше, еще же и от иконоборныя ереси некоего отступльша на покаяние прият, совершена христианина того устроив.

Святый мученик Христофор, две жене блуднице кающияся прият, и прощение им подаде.

В Номоканоне, на листе 730, говорится о том, что лучше исповедоваться искусным простецам, чем неискусным священникам:

Вопрос: Аще суть иноцы священницы неискусни слову, во еже приимати помышления, друзии же не суще священници, знают сей искус, достоит ли сицевым помышления приимати неких, или ни? Ответ: Иже помышления приемлют, врачев искусных чин содержат, знающих на недужныя подобная наводити былия, аще убо кто есть священник, неискусен же, а другии несвященник, искус же имея духовнаго деяния, сему паче священника праведно есть, помышления приимати, и правилно исправляти.

Первый Всероссийский Собор христиан-поморцев рассмотрел вопрос о Таинстве Покаяния в простолюдинском состоянии и дал на него ответы:

Имеют ли право наши простецы-настоятели принимать на исповедь, отпускать и прощать грехи.

Наши старцы-настоятели принимают на исповедь согласно следующих уложений: Иакова брата Божия (книга Апостол, зачало 57 ), Кормчая л. 608; Святаго Варсанофия вопрос и ответ; Номоканон л. 72; Никона Черногорца гл. 52; Федора Студита, ч. 2 письмо 162 стр. 601.

Можно ли читать на исповеди псалмы, Апостол и Евангелие, согласно требника Патриарха Иоасафа.

Можно, согласно чина исповеди

Принимать ли на исповедь сочетавшихся браком с еретиками.

На покаяние принять, но назначить епитимию по усмотрению отца духовнаго (52 правило Святых Апостол).

Принимать ли на исповедь христиан, живущих в явном блуде.

Таковые к покаянию не приемлются, пока не оставят блуда (5 правило Апостола Павла, Кормчая л. 25 об.).

Можно ли избирать отца духовнаго по своему желанию и каким порядком переходить от одного отца духовнаго к другому.

В избрании себе отца духовнаго каждому предоставляется свободный выбор, но имеющий уже отца духовнаго может переходить к другому лишь при исключительных обстоятельствах и должен испросить на сие благословение своего отца духовнаго.

Как должно пользоваться скитским покаянием, в крайней нужде, если нет отца духовнаго или во всякое время, если отец духовный есть, но не искусен или неприятен.

Исповедывать грехи должно непременно отцу духовному согласно Потребника. К скитскому покаянию можно прибегать только в крайней нужде там, где нет отца духовнаго.

О ком говорит Иоанн Златоуст в слове тринадцатом, л. 593.

Слова Иоанна Златоуста гласят о вере по падении пастырей и святитель Божий учит нас в таковых случаях не отчаиваться, а прибегать к Богу: Бог нам прибежище и сила в скорбех, обретших ны зело.

Можно ли настоятелю исповедываться у своего духовного сына.

Можно, согласно учения Святаго Апостола Иакова (Книга Апостол, зачало 57)

Можно ли принимать на дух своих родственников и каких.

Можно всех, за исключением своей жены.

Как должно исповедываться: «прости мя, отче» или «прости мя, Господи».

«Прости мя, отче» на основании чина исповеди в Потребнике.

Старообрядцы-сибиряки, прибывшие в Москву на Первый Всероссийский Собор поморцев в 1909 г.

Постановления Первого Всероссийского Собора были дополнены и утверждены на Втором Всероссийском Соборе в 1912 году.

10-11 декабря 2008 года состоялся съезд наставников Древлеправославной Поморской Церкви по духовным вопросам, который постановил:

  • Християнам следует приступать к исповеди по выходе из младенческого возраста.
  • При переходе к другому духовному отцу, кроме крайних случаев, следует получить согласие бывшего духовного отца.
  • Чин исповеди возможно прочитывать всем исповедникам вкупе. Необходимая отдельная исповедь предусматривает индивидуальную беседу с духовным отцом в изолированном помещении в продолжение чина исповеди.
  • Исповедь должна быть добровольна и искренна. Наставник может отказать в исповеди: упорствующему в еретических заблуждениях, вместо покаяния оправдывающему свои грехи, вносящему раздор в общину.
  • Практика принятия исповеди женщинами при наличии наставника-мужчины, получившая распространение в XX веке, незаконна и подлежит изживанию.
  • Исповедовать больного без сознания невозможно. Парализованные прощаются движением руки или глаз. Наставник должен убедиться, что исповеднику понятны его вопрошения.
  • Обращение в чине исповеди к священнику «святыи отче» применительно к нашим духовным отцам следует произносить «честныи отче» или «отче».
  • Нельзя давать пожизненную епитимию, а также епитимию, которую невозможно вынести вследствие болезни или обстоятельств жизни. Исповедник должен выразить согласие с предложенной епитимией.

Съезд духовных наставников ДПЦ в Невской обители, декабрь 2008 года

В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13; 3). Истинное покаяние с радостью приемлется Господом и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15; 7). В чине исповеди в Большом Потребнике на первой странице говорится: «Аще кто придет чистым сердцем каятися грехов своих, истинно обещеваяся к тому не творити зла и Господь наш Исус Христос, Сын Божий, такова сотворить свята».

Покаяние состоит прежде всего в скорби и болезни о грехах своих. Но чтобы покаяние было истинное и душеспасительное, нужно возненавидеть грех, решительно вступить в борьбу со всеми страстями и пороками, в которых мы раскаялись, и побеждать их. Приступая к доброму врачу, говорит Ефрем Сирин, принесем слезы, как наилучшее врачевство.

Христианину, пришедшему на покаяние, дается епитимия — духовное наказание, накладываемое отцом духовным на исповедующегося с целью принесения покаянных трудов и преодоления греховных страстей. Епитимия может состоять в посте, усиленном чтении молитв и определенном количестве поклонов, а также отказе от губительных для души вредных привычек (сластолюбия, чревоугодия, сквернословия, брани и других).

Малой епитимией, по определению Первого Всероссийского Собора 1909 года, является примирительный (или прощальный) начал, который обычно приносится за грех мирщения — сообщения с иноверными в ядении, питии и молитве.

Обычно епитимия измеряется так называемым «тысящным Правилом», или в простом именовании «Правилом», состоящим из чтения молитв с тысячью поклонами по лестовке, по определенному Уставу. Как известно, в лестовке 100 бобочков, на которых полагают соответственно 100 поклонов. Следовательно, в тысящном Правиле — 10 лестовок, молятся по которым следующим образом: 300 поклонов земных (3 лестовки) с молитвой Исусовой, 600 поклонов в пояс (6 лестовок) также с молитвой Исусовой, 100 поклонов в пояс (1 лестовка) с молитвой Пресвятой Богородице.

Количество Правил может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, в зависимости от тяжести согрешений по усмотрению духовного отца и согласно книги «Епитимийник».

Прежде чем начинать отмаливаться епитимию — наложенные Правила, христианин должен совершить дневной круг молитвословий (утренние и вечерние молитвы), затем вычитать молитвы «Келейного правила», отмолиться поклоны по возможности и завершить моление опять по Уставу «Келейного правила». На следующий день, продолжая вынесение епитимии, следует вновь перед поклонами и по них вычитать молитвы «Келейного правила».

Люди просвещенные, имеющие навыки церковно-славянского чтения и знание Устава, могут отмаливать епитимию Псалтырью. Следует знать, что 1 лестовка (100 поклонов) соответствует 1-ой Славе, 3 лестовки (300 поклонов) — 1 кафизме, 1 Правило — 3 кафизмам. Весь Псалтырь (20 кафизм) — 6000 поклонов. Для людей же малограмотных способ (образ) вынесения епитимии необходимо согласовывать со своим духовным отцом.

В некоторых поморских общинах существует обычай «разрешения от епитимии». Когда, по принесении своих покаянных трудов, христианин кладет начал своему духовному отцу и, произнеся молитву Исусову, просит: «Прости, отче, и разреши от епитимии», на что тот отвечает: «Аминь. Бог простит и разрешит от епитимии».