Притвор храма

Западная часть храма назначалась в древности для оглашенных, т.е. некрещеных, готовящихся к крещению и для кающихся, которые за тяжкие грехи временно отлучались от св. причащения.
 

Притвор храма в древности

Притвор в древности разделялся на внутренний (предхрамие) и внешний (паперть). В настоящее же время в наших храмах обыкновенно устрояется один только внешний притвор или паперть.

В древности притвор отделялся от среднего храма завесой, которая задергивалась во время молитвословия в притворе.

«Когда мы творим молитвы пред храмом (во внутреннем притворе), мы уподобляем в это время божественный храм небу и раю, бывшему в Эдеме, — пишет Симеон Солунский. В ознаменование этого в некоторых священных обителях, во время пения вне храма (в притворе), последний отделяется от притвора завесами, которые открываются, когда служащие входят в храм; этим как бы знаменуется то, что Христос нисшел даже до нас, разрушил средостение природы, послал мир и возвел нас на небо» (гл. 12 «О храме»).

 

Паперть старообрядческого храма сегодня

Сегодня паперть старообрядческих храмов используется в тех же древних целях. Некрещеный, нестарообрядец или человек по каким-то причинам отлученный от старообрядческой Церкви может находиться во время Богослужения на паперти. Таким образом он может спокойно посетить старообрядческий храм и в то же время не смутить молящихся в нём.

Рядом с внешними притворами в старообрядческих храмах нередко оборудуют раздевалки, в которых христиане могли бы переодеться перед Богослужением в молитвенную одежду. В некоторых старообрядческих храмах к внешнему притвору примыкает исповедальная келия, в которой проходит таинство исповеди. В ней человек остается один на один со старообрядческим священником и их беседу не может услышать никто посторонний.

← Средняя часть храма