Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека

Приготовительные недели к Великому посту

К подвигам Великого поста и покаяния Церковь начинает подготавливать верующих еще за четыре недели до поста. Эти недели (т.е. воскресные дни) следующие: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сырная. В народе недели до Великого поста называют также сплошной, пестрой и масленицей. В богослужении уже появляются покаянные стихеры и каноны, показывающие верующим образцы и примеры покаяния. Службы, совершаемые в Великом посте и в дни подготовки к нему, содержатся в Постной Триоди

Первая приготовительная неделя начинается после воскресенья, одновременно с началом Постной Триоди, и называется Неделей мытаря и фарисея, потому что на литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лук. 10, 10-14). Притча эта внушает нам быть смиренными в молитве и жизни нашей, потому что только смиренным дается благодать Божия. Кроме этого евангельского чтения, Церковь располагает верующих к смирению и покаянию особым умилительным песнопением, которое с этого дня начинает петься и в следующие воскресные дни (кончая пятым воскресеньем Великого поста) на утрене, перед каноном. Начинается сплошная неделя, т.е. во все дни разрешается скоромная пища. В Уставе указана такая причина отмены поста: в Армянской церкви (признающей только три первых Вселенских соборов) в эту неделю был установлен пост. В противовес этому православные, признающие все семь Вселенских соборов, в это время совсем не должны поститься. 

Множество содеянных ми зол помышляю окаянныи, и трепещу страшнаго дне суднаго. Но надеяся на милоcть благоутробия Твоего, яко Давыд вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.

(Помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, я с трепетом жду, несчастный, страшного дня суда; но, надеясь на благодать Твоего милосердия, подобно Давыду, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости).

Вторая приготовительная неделя — Неделя о блудном сыне, названная так потому, что на литургии читается евангельская притча о блудном сыне. Притча о блудном сыне учит нас, что Господь неизреченно милосерд и ждет, чтобы как блудный сын мы пришли к Нему с мольбой о покаянии. В народе эта неделя носит название «пестрой», ведь среда и пятница вновь, как обычно, становятся постными днями. Иноки и те миряне, которые «понедельничают», то есть постятся и в понедельник, соблюдают в эту неделю три постных дня. На утрени в этот воскресный день (и в следующие два) после «Хвалите имя Господне» положено петь 186-й псалом. В нем изображается томление иудеев в плену Вавилонском, когда они поняли свое горькое положение и раскаялись.

На реце Вавилонстей, тaмо седохом и плaкахом, внегда помянyти нaм Сиона. На вeрбии посреде ея обе́сихом орга́ны нaша. Яко ту вопросиша нaс пленьшии нaс словeс песней, и вeдшии нaс, пения. Воспойте нaм от песней сионских, кaко воспоeм песнь Господню на земли чужде́й. Аще забyду тебе Иеросалиме, забвeна бyди десница моя. Прильпни язык мой гортaни моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иеросалима, яко в начaло весeлия моего. Помяни Господи сыны Едомския, в дeнь Иеросалимль, глаголющия истощaйте, истощaйте до основaния его. Дщи вавилоня окаянная, блажeн иже воздaст тебе воздаяние твое, еже воздaде нaм. Блажeн иже имет и разбиeт младeнцы твоя о кaмень.

(При реке Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе. На вербах посреди его (города) повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас песней, и притеснители наши (требовали) веселия: «Пропойте нам из песней Сионских». Но как воспоем мы песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть будет забвена десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым в день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его. Дочь Вавилона опустошительница! Блажен тот, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень).

Плен Вавилонский есть изображение нашего состояния в плену у грехов наших. Младенцы Вавилона — это, по объяснению св. отцов, — порочные наклонности и зародыши гибельных страстей, рождающиеся в нашей душе. Мы должны их «разбивать», т.е. преодолевать, а не быть у них в плену, подобно блудному сыну из притчи.

Третья приготовительная неделя, по евангельскому литургийному чтению, называется Неделею о Страшном суде (Матф. 25, 31-46). Чтобы расположить грешника к покаянию, Церковь изображением Страшного суда напоминает нам о том, что нас ждет суд Господень, на котором каждому воздастся по делам его. Вместе с тем это евангельское чтение побуждает нас к подвигам человеколюбия, которые особенно должны мы усилить в дни поста и покаяния. Неделя эта называется еще мясопустной, или «мясопуст», т.е. мяса отпуст, потому что этим воскресеньем оканчивается вкушение мяса. 

Четвертая, последняя приготовительная неделя, называется сыропустною, или «сыропуст», т.е. сыра отпуст, потому что этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений (Мф. 6, 14-21). На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот называется обыкновенно прощеным воскресением.

В эту неделю Церковь еще сильнее располагает верующих к покаянию песнопением:

Покаяния отверзи ми двери, Живодавче, утренюет бо дух мой к церкви святей Твоей. Церковь ношу телесную всю осквернену, но яко щедр очисти благоутробным си милосердием. На спасеныя стези настави мя, Богородице, скверными бо грехи окалях душу мою и в лености все житие изжих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

(Податель жизни, открой мне двери покаяния, потому что душа моя с утра стремится к Твоему святому храму. Правда, весь храм моего тела я ношу оскверненный, но Ты, как милосердый, очисти его по Твоей великой милости. Богородица, наставь меня па путь спасения, потому что я постыдными грехами осквернил душу свою и провел в лености всю жизнь свою; но Ты, Твоими молитвами, избавь меня от всякой нечистоты).

Предшествующая этому дню седмица (сырная, масленица) наполовину есть уже время поста: в течение ее не позволяется вкушения мяса, а в среду и пятницу не положено литургии, а совершаются только часы и уже с великопостной молитвой св. Ефрема Сирина.