Поминовение усопших

Каждому христианину необходимо помнить о своей неотвратимой кончине. Ибо сказано:
 

Помни кончину твою, и во веки не согрешишь… Уготовь к исходу дела твои (Сир. 7, 39).

Нужно заботиться об этом так, чтобы когда пришел конец, мы оказались готовыми. Так говорит Тот, Кто пришел спасти и спас нас:

Бодрствуйте, — сказал Он, — потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 24, 42).

Слова «Вечная память» в заупокойных молитвах говорят о том, что молитвенное поминовение уже умерших, родных, близких должно быть непрестанным в течение всей нашей жизни и жизни последующих поколений. Отцы Церкви указывают, что особо следует посвящать памяти усопших третий, девятый и сороковой день по кончине. Как и многие христианские обычаи, дни поминовения усопших имеют источник в преданиях Ветхого Завета. Через апостолов этот обычай перешел и к Христовой Церкви, и сохранен поныне.

Картина В. А. Кузнецова. «Канун»

В третий день совершается поминовение в честь того, что усопший веровал во Святую Троицу и перешел в вечную жизнь к Триипостасному Божеству, и также в честь тридневного воскресения Спасителя.

В девятый день поминают для того, чтобы душа умершего, заступлением и молитвами девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к душам всех святых.

Поминовение в сороковой день связано с Вознесением Господа, подобно чему и мы, христиане,

вознесены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Сол. 4, 7).

Имеются и другие объяснения поминовения в эти дни, в откровении, данном через Ангела Божия преподобному Макарию Великому. В течение трех дней душа умершего в сопровождении Ангела-Хранителя проходит воздушные мытарства, испытуется в тех грехах, которые творила в своей земной жизни. Душа, преодолевшая эти препятствия, приносится на поклонение к престолу Божию.

На девятый день душа вторично приходит на поклонение Богу.

На сороковой день над душой совершается суд. Для общецерковного еженедельного поминовения усопших отводится субботний день.

Так как с течением времени отдаленные родственники усопших, по слабости человеческой и забвению, не всегда могут поминать их, давно умерших, то св. Церковь установила в некоторые субботние дни года общее поминовение всех усопших от века в вере и надежде на будущую вечную жизнь. Эти поминовения называются вселенскими панихидами, а самые дни родительскими субботами

  • суббота мясопустная — за 8 дней до начала Великого поста;
  • вторая, третья и четвертая субботы Великого поста;
  • Троицкая суббота — день перед праздником Пятидесятницы.

Также распространен обычай поминовения усопших:

  • суббота перед днем святого великомученика Димитрия Солунского;
  • вторая неделя по Пасхе, во вторник Фоминой недели.

Старинным русским обычаем, который сейчас почти забыт, является поминовение умерших в четверг 7-й недели по Пасхе, за два дня до Троицкой родительской субботы.

А. Е. Архипов. Репродукция картины «Радоница» (Перед обедней)

Молитвенное поминовение необходимо всем умершим, даже нашим близким, родным, которые встретили свою кончину в неверии, ереси. Молитва имеет огромную силу. Жития святых приводят многие случаи, когда умерших без покаяния грешников избавляла от муки частная молитва их близких. По завещанию святых отец дни поминовений, кроме молитв и, главным образом св. литургии, должны сопровождаться делами любви — «милостыней».

В этом разделе нашего сайта мы публикуем материалы, посвященные погребальным традициям старообрядчества. Они касаются самого факта кончины, похорон и поминовения души упокоившегося человека. Особые публикации посвящены заупокойному чтению Псалтыри, молитве об умерших без покаяния или в ереси и другим церковным обычаям, связанным с поминовением усопших.