Семён Семёнов (Семён Семёнович)

Семён Семёнов
(1830 — 1867)

Одним из самых известных начетчиков XIX века являлся крестьянин Семён Семёнов, более известный как Семён Семёнович. По происхождению он был крепостным графа Орлова-Давыдова. Родился в деревне Петрищево Серпуховского уезда Московской губернии. Постоянно занимаясь самообразованием, он начал проводить встречи со старообрядцами иных согласий и синодальными миссионерами, стремившимися разными способами отвратить старообрядцев от истинной веры. В начале 50-х годов XIX века начитанность Семёна Семёновича была замечена предстоятелем старообрядческой Церкви, архиепископом Антонием (Шутовым), который до своего возведения в архипастырский сан сам был начётчиком.

В 1853 году владыка Антоний назначает Семёна Семёновича своим письмоводителем и секретарем. На этой должности молодой начётчик не только занимается секретарской деятельностью, но и становится активным участником диспутов, автором ряда аплогетических сочинений, таких как «Заметки о нуждных церковных обстоятельствах», «Апология старообрядческого священства» и многих других. В содружестве с другими авторами готовит ряд сочинений по межстарообрядческой полемике, среди них известные «Ответы на вопросы лужковцев» (группы старообрядцев, отказавшихся принять Белокриницкую иерархию). Также он написал рад сочинений в защиту «Окружного послания».

В середине 1860-х гг. Семён Семёнович приобрел славу знающего и умелого защитника древлеправославия в различного рода «прениях о вере», был постоянным оппонентом известного миссионера Павла Прусского. После своего уклонения в единоверие старообрядческий епископ Пафнутий (Овчинников) стал регулярно проводить в Кремле на Красном крыльце миссионерские «народные беседы», но в лице Семёна Семёновича он всегда встречал сильного оппонента. Обладая огромными знаниями в области Священного Писания, святоотеческого наследия, Семён Семёнович уверенно отклонял доводы своего противника, вчерашнего друга и единомышленника, и, переходя от обороны к нападению, часто ставил его в затруднительное положение. В конечном итоге, под влиянием этих бесед, Пафнутий раскаялся в своем отступлении и вернулся в лоно старообрядческой Церкви Христовой.

Разъясняя в многочисленных беседах истинный смысл «Окружного послания», он при встрече с вождями неокружников Давыдом Антиповым и Ефремом Крючковым опроверг аргументацию церковных раздорников. Так, на московском собеседовании в 1866 г., когда в присутствии всего российского старообрядческого епископата проходили продолжительные прения между приемлющими и не приемлющими «Окружное послание», в частности были опровергнуты доводы неокружников о том, что написание «Иисус» есть имя другого бога, что нельзя почитать четвероконечный крест и нельзя приносить пятую просфору за властей предержащих. Рукописные заметки об одной из таких бесед, проходившей 20 августа 1866 года, сделанные неким старообрядцем, хранятся в библиотеке Рогожского кладбища.

Начётчик Семён Семёнович не щадил ни сил, ни здоровья для проповеди Старой Веры. Колеся по дорогам Российской империи, он встречался со всеми желающими на диспутах и собеседованиях круглый год. В одной из таких поездок он сильно простудился и вскоре предал душу Господу. Погребен на Рогожском кладбище. На его надгробном камне, в ограде известной старообрядческой благотворительницы Х. И. Шелапутиной, в доме которой обыкновенно он проживал, выгравирована эпитафия в виде акростиха «Иларион — Симеону», которая написана его другом и отчасти соавтором, старообрядческим начётчиком И.Г. Кабановым (Ксеносом).

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля