Погребение умерших и обычаи поминовения у старообрядцев-поморцев

Ответственная и печальная обязанность проводов своих близких в последний путь неизбежна для каждого христианина. Итогом земной жизни всегда является смерть — это «врата, открывающие душе путь в Царствие небесное», и для души это есть «велие торжество». Родным же и близким положено исполнять все обряды по правилам Святой Церкви, возсылая свои молитвы Господу нашему Исусу Христу и Его святым угодникам, помня о том, что моление и милостыня — единственно необходимое для души усопшего.

У староверов-безпоповцев Древлеправославной поморской Церкви существуют свои традиции и обычаи поминовения усопших, связанные с отсутствием священства. Многие обряды не описаны в книгах и дошли до наших дней только в устном изложении настоятелей и уставщиков. В связи с историческими и территориальными особенностями расположения и существования общин безпоповцев на протяжении нескольких столетий в одних регионах обряды погребения и поминовения усопших могут не совпадать с традициями других.


О последнем вопрошании и напутствии умирающего

По обычаю староверов-безпоповцев находящиеся при смерти христиане должны получить последнее напутствие в загробную жизнь от своего духовного отца. Однако часто бывает, что духовный отец не может присутствовать в этот момент, поэтому последнее напутствие умирающему может сказать любой христианин.

Наедине, тихим голосом, кратко, чтобы умирающий мог ответить, христианин, находящийся при постели умирающего человека, должен задать вопросы:

  • Не желаешь ли сообщить нечто важное, выразить свою последнюю волю?
  • Не имеешь ли желания исповедать какой-либо ранее нераскаянный грех?
  • Не осталось ли в душе обиды на кого-либо из близких?

Затем христиане начинают читать Канон на исход души. Он напечатан во многих богослужебных книгах — Псалтыре, Часовнике, Панихиднике и других.

Псалтырь

Так как время на совершение молебного пения обычно ограничено, то и чин его последования короче, чем у обычного молебна. Необходимо отметить, что Канона на исход души два: один написан святителем Андреем Критского; второй канон — творение святителя Иоанна Евхаитского. Оба этих канона читаются как бы от лица умирающего. Если времени на прочтение обоих канонов совсем не остается, то можно читать только первый. Основное содержание тропарей этих канонов — это просьба о помощи Божией и молитвенном заступничестве Пресвятой Богородицы в тяжелые минуты расставания души с телом. Святитель Кирил, архиепископ Александрийский, так пишет об этом тяжелом моменте:

Предстанут пред вами с одной стороны силы небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержатели,  воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел…

 

Порядок чтения канона на исход души

По обычном семипоклонном начале («Боже милостив» и далее) читаем:

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас (поклон).

Аминь. Трисвятое и по отче наш, до Приидите поклонимся.

Псалом 50 — «Помилуй мя Боже…»

Молитва Исусова. Аминь.

Канон глас 6-ыи. Песнь 1. Ирмос. Яко по суху ходив Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поя вопияше.

Запев: Милостиве Господи, помилуй мя грешнаго (-ую) раба (-у) Своего (-ю) (с поклоном)

Приидите соберитеся вси, иже благочестно в житии живущии. И восплачитеся души отчужденныя славы Божия, и работавшия студным бесом всем тщанием.

Запев (без поклонов). Ныне убо время всего моего живота, яко дым прейде. И предсташа ми прочее Ангели послании от Бога, окаянную мою душу ищуще немилостивно.

Запев. Се предста ми множество лукавых духов, держащее моих грехов написание, и зовут зело дерзостнее, ищуще смиренныя моея души.

Богородичен. Запев Богородице: Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя грешнаго (-ую) раба (-у) Своего (-ю) (с поклоном). Прочее к кому возопию, кто ми плач от болезни примет, и сердца воздыхание; токмо Ты Едина Пречистая упование християном, и всем грешным.

Далее, сразу после вышепредставленного, читается второй канон, обращенный к Пресвятой Богородице.

 

Об омовении тела

Тело усопшего омывают в честь его будущего воскресения и предстояния перед Господом в чистоте и непорочности. Обычай омовения усопших упоминается уже в книге Деяний апостольских, где одна из первых христианок, святая Тавифа, ученица святого апостола Петра, «была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она заболела и умерла. Ее омыли и положили в горнице» (Деян. 9, 20-21).

В христианских домах омовение производится на полу или на лавке, при этом используют чистую тканевую подстилку или простыню. Омывать христианина должен также христианин (лучше одного пола с усопшим), который перед омовением кладет семипоклонный начал и благословляется у наставника, присутствующих или перед иконами у Господа. Усопший при этом должен лежать головой на восток, т.е. к иконам.

Омывается усопший без мыла, теплой водой, которая находится в чистой небольшой посуде. По возможности вместо обычной стеклянной или металлической посуды необходимо использовать деревянную или тыкву (или другой подобный овощной плод), выдолбленную внутри и представляющую собой подобие посуды. Также при этом используется чистая тряпочка или губка. Вода при этом не должна попадать на пол или на одежду омывающего. Сосуд и тряпочку после омовения тела усопшего следует сжечь или закопать, воду выливают в нехожее место.

Сначала слегка омывается лицо (трижды) из руки омывающего. Затем тряпочку или губку макают в посуду с водой и над ней же тщательно отжимают. Омовение тела усопшего начинают с правой стороны головы, после чего тряпочку вновь макают в воду и отжимают. Омывающий тело непрестанно должен творить молитву: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас» или молитву Исусову. Подобным образом  омывается левая сторона головы. Затем, снимая одежду с умершего вниз (через ноги) до пояса (или разрезают, если снять ее невозможно), протирают правую сторону туловища и, вновь намочив и отжав тряпочку, левую сторону туловища.

Затем усопшего начинают одевать. Сначала надевается новый нательный крест и нижнее белье и пояс (описание смотри ниже), а под часть омытого уже тела подкладывают чистую подстилку, стараясь при этом, чтобы она и чистая одежда не соприкасались с грязной. Следом снимают оставшуюся одежду (также через ноги) и омывают (в последовательности: правая, левая сторона) части тела ниже пояса и ноги, и одевают далее.

После омовения и одевания омывающий должен положить начал и проститься у преставившегося: «Раб(а) Божий(я) (имя рек), прости мя, Христа ради, и тебя Господь простит».

 

Об одежде для усопших

Главный смысл приготовления усопшего к погребению сводится к тому, что он окончил свой земной путь пред людьми и теперь ему предстоит встреча с Господом. Поэтому на усопшего надеваются моленные одежды, а телу придается молитвенная поза. По старообрядческим обычаям запрещается одевать покойных в светские костюмы и повязывать галстуки. У верующих имеется традиция — собирать смертовую одежду заранее, еще при жизни. Во многих общинах смертовую одежду шьют прихожане каждый сам себе, вручную.

Нательный крест должен быть новым. В исключительном случае надевают тот же крест, который был на усопшем при жизни. Он ополаскивается чистой водой и меняется гайтан — веревочка, ленточка

Существует древняя традиция, по которой готовящийся к смерти человек заранее приготавливает к своему погребению особый нательный крест — так называемый «кипарисовый» (деревянный). Кипарисовые кресты носили на теле иноки и инокини, принявшие пострижение в великую схиму, т.е. при жизни совершенно отрешившиеся от земной жизни и внешнего мира. Деревянный крест лучше использовать и по иной причине: как тело усопшего подвержено тлению, так и все находящееся в могиле должно со временем истлеть, чтобы в будущем не было поругано при раскопках.

Нижнее белье для мужчин представляет собой рубашку традиционного русского покроя (в виде косоворотки), для женщин — длинная рубашка с длинным рукавом. Белье должно быть новым и светлым, из натуральной ткани (льняной или хлопчатобумажной). То белье, которое принято носить при жизни, надевать не следует. Поверх рубашки умершего подпоясывают поясом — как мужчин, так и женщин.

На мужчин надевают темный моленный халат (кафтан, азям), на женщин — длинный сарафан. На ноги надеваются носки (женщинам чулки) и тапочки. Лучше плетеные лапти или вязаные следки, чтобы не было резиновой подошвы.

Усопшим девицам плетут одну косу (плетением вверх), женщинам — две косы (плетением вниз) и укладывают их на темя. Вначале на голову надевают чепчик или подвязывают косынку, а поверх белый однотонный платок, концы которого не завязывают узлом, а просто расправляют и закладывают друг за друга слева направо.

До положения во гроб тело укладывают на лавку или на сбитые доски, положенные на табуреты, застланные полотном. Тело должно лежать головой на восток, т.е. к иконам, а лицом обращено на запад (также устанавливается и гроб до самого отпевания).

Уста усопшего должны быть сомкнуты, глаза закрыты. Руки складываются на груди крестообразно, таким образом, как это принято во время богослужения — правая поверх левой. Пальцы правой должны изображать крестное знамение. В пальцы левой руки вкладывается белая (светлая) лестовка, и под ту же левую ладонь усопшего кладется белый подручник.

Саван

Тело усопшего покрывают светлым покровом во свидетельство того, что он находится под покровом Христовым и Пречистой Богородицы. Поверх покрова к рукам кладут икону (изображение креста или образ Пресвятой Богородицы) в знак веры усопшего в Богочеловека Исуса Христа.

Чело умершего украшают венчиком с надписанием молитвы: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас» и тремя изображениями креста со страстями. Венчик символизирует тот венец, о котором говорил святой апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4,8).

При положении во гроб на усопшего надевают саван, представляющий собой длинное (в рост усопшего) и широкое полотно, сложенное вдвое по длине и прошитое сверху. Гроб по возможности должен быть из чистых досок, не окрашенный — в него кладут чистые опилки, сухую траву или солому.

Под голову кладут небольшую подушечку, как правило, набитую сухой травой, чаще всего чабрецом, или, как его в народе называют, «Богородской травой», или опилками.

Посторонние предметы (книги, иконы, волосы и т. д.) в гроб класть недопустимо.


Заупокойный тропарь

Покой Господи, душу усопшаго раба Своего (имя рек) (поклон).

Елика в житии сем яко человек согреши.

Ты же яко Человеколюбец Бог прости его и помилуй (поклон).

Вечныя муки избави (поклон).

Небесному царствию причастника учини (поклон).

И душам нашим полезная сотвори (поклон).

 

Чин положения во гроб

По приходном начале наставник берет кадило (кацею), кадит святые иконы и крест на умершем. После чего начинает кадить умершего с четырех сторон, начиная от главы с заупокойным тропарем: «Покой Господи...», затем с правой стороны: «И елико в житии сем...», от ног: «И вечныя муки избави..». И, поворачиваясь к иконам, кадит крест Господень: «И душам нашим...».

Затем начинается моление с пением заупокойных тропарей четвертого гласа, после которых поется «Господи помилуй» (40 раз). Затем произносят отпуст и певцы поют: «Аминь. Рабу(е) Божию (ей) преставльшемуся (ейся) (имя рек), ему (ей) же и во гроб положение творим. (В это время заранее подготовленные люди благоговейно кладут умершего во гроб). Вечная память. Вечная память. Вечная память». Наставник кадит гроб с телом усопшего с четырех сторон трижды по вышеписанному.

Затем полагают заупокойный тропарь (трижды) и отходной начал (семипоклонный).

 

Чтение заупокойного псалтыря

Положив тело усопшего в гроб, присутствующие христиане начинают читать псалтырь особой заупокойной погласицей по следующему чину:

Приходный начал.

«За молитв святых отец наших...»

Аминь. От «Святыи Боже…» по «Приидите поклонимся…»

Псалом 90 «Живыи к помощи Вышняго…» Слава, и ныне. Аллилуйя (трижды), Господи, помилуй (трижды).

Тропарь: «Иже глубинами мудрости…» (единожды). Слава, и ныне «Тебе град и пристанище…».

Псалом 50 «Помилуй мя Боже…»

Далее читаются все кафизмы и пророческие песни, начиная с первого псалма «Блажен муж...». На каждой славе читают:

Слава и ныне. Аллилуия (трижды). Господи, помилуй (трижды).

Слава…

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды).

И ныне…

B следующая «Слава» кафизмы.

По прочтении всех 20 кафизм и 10 пророческих песен читается канон за единоумершего:

Молитва Исусова,

Аминь. Ирмос: «Воду прошед…».

По 3-й песни канона читается:

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды).

«Господи, помилуй» (трижды). Слава и ныне.

Седален «Покой Спасе наш…» Слава и ныне.

Богородичен «Иже от Девы...».

По 6-й песни канона:

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды).

«Господи, помилуй» (трижды). Слава и ныне.

Кондак «Со святыми покой…» и икос «Ты един еси…».

После 9-й песни канона:

«Достойно есть…» (с поклоном земным).

Трисвятое, по Отче наш.

Молитва Исусова.

Аминь. Тропари «Сo духи праведными…», «В покоищи Твоем…».

Слава «Ты еси Бог…».

И ныне «Едина Чистая…».

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды).

«Господи, помилуй» 40 раз.

Слава и ныне. «Честнейшую...» (с поясным поклоном).

«Именем Господним..

«За молитв...»

Аминь. Молитва «Помяни Господи Боже...».

«Честнейшую...» (с поясным поклоном).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поясной поклон).

И ныне, и присно, и во веки веком, аминь (поясной поклон).

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, благослови (поясной поклон).

Отпуст за усопшего.

Аминь. Рабу Божию преставльшемуся (имя рек): Вечная память. Вечная память. Вечная память.

Заупокойный тропарь: «Покой Господи…» (трижды с 15 поклонами).

Затем вновь начинается чтение псалтыря по вышеописанному: «За молитв...» и прочее.

 

Прощание с усопшим

Наставник, а затем певцы и все молящиеся при пении стихер «на целование» прощаются с усопшим следующим образом:

«Боже, милостив буди мне грешному» (поясной поклон перед иконой).

«Создавыи мя, Господи, и помилуй мя» (поясной поклон перед иконой).

Затем, повернувшись к усопшему, полагают три земных поклона без крестного знамения со словами:

«Раб (а) Божий (ия) (имя рек), прости мя Христа ради, и тебя Господь простит».

«Раб (а) Божий (ия) (имя рек), егда приидеши к Престолу Божию помолись о мне грешнем (ей), и о тебе помолится Пресвятая Госпожа Богородица».

«Раб (а) Божий (ия) (имя рек), благослови мы Христа ради, и тебя Господь благословит».

Затем, благословившись у наставника: «Отче, благослови Христа ради» и перекрестившись, целуют подножие Креста или правый нижний угол иконы, лежащей на персех (груди) усопшего, и венчик на лбу.

После полагают земной поклон с крестным знамением перед иконами: «Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мы грешнаго (ую)».

Прощаются с наставником: «Отче, прости Христа ради», — и между собой и отходят от гроба.

После окончания пения стихер «на целование» икону, лежащую на персех усопшего, убирают, чтобы не допустить ее целования иноверными и случайной утери. Также не следует допускать и целования усопшего иноверными — они лишь могут поклониться ему со словами: «Раб Божий (имя рек), прости мя Христа ради».

При выносе тела усопшего из дома или из церкви поется многажды «Святыи Боже…», пока гроб не установят в машину или не подойдут к ограде кладбища.

При выносе гроба впереди несут на пелене Животворящий Крест, затем крышку и гроб. Следом идет наставник с кадилом, певцы и все провожающие. Когда входят в ограду кладбища, певцы запевают стихеры 6-го гласа «Зряще мя безгласна…». Затем читается псалом 23 «Господня есть земля…». В это время наставник покрывает усопшего саваном с молитвой «Святыи Боже…» или Исусовой. Затем подают крышку гроба, держат ее над гробом и кадят усопшего. После чего гроб закрывают. Перед тем, как опустить его в могилу, наставник трижды кадит его с четырех сторон.

Под пение тропаря «Земле зинувши…» тело предают земле: гроб опускают в могилу. По «Вечной памяти» наставник трижды сыплет землю на гроб крестообразно со словами: «Вся от земли и вся в землю посылаеши, Господи, душу раба (ы) Своего (ея) (имя рек), его (ю) же прият, со святыми покой» (трижды). И вся братия сыплет по три горсти земли в могилу с молитвой Исусовой или «Святыи Боже…». После этого читается заупокойный тропарь трижды, с 15 поклонами.


Обустройство могил староверов-безпоповцев

Православное вероисповедание не допускает сожжения тел усопших, а только захоронение их по словам Господа Бога: «Из земли взят и в землю паки пойдеши». Желательно также, чтобы христианские захоронения располагались отдельно от еретических. Могила на христианских кладбищах должна быть ориентирована вдоль линии «восток-запад». Гроб устанавливается ногами на восток и в ногах устанавливается намогильный крест.

Не положено на могилах ставить железные и каменные кресты и памятники по иудейскому и армянскому обычаю, а только деревянные кресты из пород, не подверженных быстрому гниению (дуб, береза, сосна и др.). В случае, если из-за давности времени один крест приходится сменить другим, то первый необходимо сжечь либо закопать здесь же. Кресты необходимо делать по всем Церковным правилам, соблюдая все установленные пропорции. При установке креста нужно ориентировать горизонтальные перекладины по линии «север-юг».

Достойная память усопшему христианину — поминовения его в день кончины и день ангела, уход за могилой и посещение ее в дни родительских недель, но ни в коем случае не на праздники (Пасхи, Троицы, воскресный день и вечер субботы, а также в другие дни, когда совершается служба в Церкви).

Христианин, посещающий кладбище, должен с молитвой подходить к месту захоронения близких, положить поклоны с заупокойным тропарем. Поэтому таблички с фамилией и датами жизни рекомендуется располагать с тыльной стороны или ниже последней перекладины креста. Фотографии же вовсе не положено прикреплять к кресту.


Заупокойная лития

Это краткая молитва ко Господу нашему Исусу Христу и Пресвятой Госпоже Богородице о почивших православных христианах. Эту литию подобает молиться всегда, кроме дней праздников и Великого поста, но в разрешенные субботы, соборно, вместе и наедине за всех православных христиан, во благочестии скончавшихся, богоугодно поживших в мире.

Приходные поклоны с молитвой мытаря.

За молитв Святых Отец…

Тропарь, глас 2. Помяни, Господи, яко Благ рабы Своя, и елико в житии сем согрешиша, прости. Никто же бо без греха, токмо Ты могии преставленным дати покой.

Тропарь, глас 8. Иже глубинами мудрости, Человеколюбне, вся строя, и еже на пользу всем подавая, едине Содетелю, покой, Господи, душа усопших раб Своих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Кондак, глас 8. Со святыми покой, Христе, душа раб Своих, идеже несть Болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная. (Кадят кутию или могилы).

И ныне и присно и вовеки веком. Аминь.

Богородичен. Тебе град и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну, к рождьшемуся из Тебе Богу, Богородице безневестная верным спасение.

Ектения: Господи, помилуй (40 раз). Слава и ныне.

«Честнейшую…» (поясной поклон).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поясной поклон).

И ныне, и присно, и во веки веком, аминь (поясной поклон).

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, благослови (поясной поклон).

Отпуст за усопшего.

Аминь. Рабом Божиим преставльшимся (имя рек), о них же и поминание творим. Вечная память. Вечная память. Вечная память. В это время совершается каждение.

Заупокойный тропарь: «Покой Господи…» (трижды с 15 поклонами).

Исходные поклоны.

 

Уложения 1-го Всероссийского собора (1909 г.) о погребении и поминовении усопших

Вопрос. Как считать время смерти?

Ответ. С 12-ти часов ночи дня смерти.

Вопрос. Можно ли петь погребение и творить поминовение по христианам, которые умерли в замирщении, не успев покаяться, и которые скончались без покаяния, с обритой бородой или остриженной догола головой?

Ответ. Кто с еретиками общается по вере и смерть приимет без покаяния, то недостоит над ним петь погребение ни творить поминовения. По христианам, умершим без покаяния, с обритой бородой, не признавшим брадобритие за грех, погребения петь не следует. При этом для христиан, находящихся на военной службе, обритых по принуждению или по болезни, следует сделать исключение и погребение петь и поминовение творить. Если же покаявшийся брадобриец вскоре после покаяния умрет, то таковаго должно погребать и поминать.

Вопрос. Можно ли петь погребение и творить по христианам, скончавшимся не своей смертью (самоубийцы, от вина, убитые в разборе, на месте преступления и прочее)?

Ответ. Таковых не следует ни погребать, ни поминать.

Вопрос. Можно ли петь погребение и творить по христианам, умершим без покаяния случайной смертью (утонул, убился)?

Ответ. Таковых погребать и поминать должно.

Вопрос. Можно ли молиться за умерших раздорников, гордецов и прочих врагов Церкви?

Ответ. За умерших, если они не примирились и не покаялись, молиться нельзя. За живых должно.

Вопрос. Можно ли петь погребение и поминать христианина, жившего в еретическом доме, и в этом же доме принимать поминальный обед?

Ответ. Можно.

Вопрос. Можно ли молиться за умерших, которые признавали прелюбодейные браки за законные?

Ответ. Можно, если только они перед смертью в этом покаялись.

Вопрос. Можно ли молиться за иноверную, пожелавшую креститься и вынесшую правило, но перед крещением умершую?

Ответ. Оставить это в судьбах Божиих.

Вопрос. Можно ли поминать младенца, перекрещенного и погребенного в еретической церкви?

Ответ. Невозможно.

Вопрос. Можно ли читать псалтырь годовую или шестинедельную, но время Великого поста?

Ответ. Чтение псалтыря по усопшим в течение постов года Писанием не воспрещается и поэтому может быть разрешено.

Вопрос. Обязательно ли должна быть кутия из пшеницы и как её святить, и можно ли панихиду совершать без кутии, и сколько свещей ставить над кутией?

Ответ. Кутия должна быть из пшеницы, с растворенным медом, освящается каждением. Без кутии совершать панихиду невозможно. Свещей поставлять четыре вселенских и одну на частных панихидах.

 

Поминальный обед

По церковной традиции после служения «чина погребения» и «панихиды» молящимся поставляют поминальный обед.

Перед поминальным обедом моление обычное: «Отче наш...», а по молитве Исусовой читают трижды заупокойный тропарь, с пятнадцатью поклонами.

Перед началом трапезы хозяйка приглашает молящихся к столу со словами: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».

Наставник: «Аминь».

Хозяйка: «Питайтесь Христа ради» (то же повторяется перед принятием каждого блюда).

Перекрестившись трижды со словами: «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек)» перед поминальным обедом христиане едят кутию по три ложки со словами: «Блажени утешени рабу(е) Твоему(ей) (имя рек). Вечный покой, вечный покой, вечная память».

Желательно, чтобы поминальный обед был «рыбный». В скоромные дни поставляются все продукты, кроме мяса. В пост — по уставу. На поминальном обеде не нужно излишнее изобилие, а по древним традициям он должен состоять из трех яств (блюд). На поминальный стол категорически запрещено выставлять спиртное.

Традиционный поминальный обед состоит из четырёх обязательных составляющих — хлеб, соль, вода, кутия (разваренная пшеница с медом). Они ставятся на стол всегда первыми. Затем рыбные пироги (если можно по Уставу), или с капустой, блины, куриная лапша или рыбная уха, или простой суп (смотря что можно в этот день по Уставу, но всегда без мяса, и в некоторых общинах еще и без картошки), сладкие пироги, компот. Затем хозяйка обходит по солнцу присутствующих на обеде, начиная с наставника, и раздает всем милостыню (обычно это крупы, фрукты, пироги, полотенца, деньги — все в одном пакете). Затем подают кисель («прибелочный» — на закваске из овса, не из картофельного крахмала).

Некоторые наставники на обеде сначала едят кусочек хлеба, посыпанный солью, и запивают ложкой воды из деревянной чашки, потом берут ложку кутии. В настоящее время многие уже забыли порядок традиционного поминального обеда, последовательность блюд и составляющие.

Во время поминального обеда за столом запрещается разговаривать. Поминание должно проходить тихо, с молитвой. Лучше если во время поминального обеда один из чтецов, благословившись, будет читать «Жертвенник», то есть поучение из учительных книг. Так за столом будет сохраняться благоговейная обстановка.

По окончании обеда хозяйка говорит: «Питались во славу Божию рабы Христовы».

Наставник говорит: «Аминь». И, перекрестившись трижды, все встают из-за стола.

По поминальном обеде поется на 6 глас «Слава и ныне…», «Содетелю и Творче, Зиждителю, Избавителю, ослаби, отпусти Христе Боже, и душу его (ея) помилуй, егда хощеши испытати. Тогда пощади, Милостиве, и приими душу его (ея), Владыко, сведыи тайная», далее «Достойно…» с поклонами в пояс и прочее.

Автор: Нина Лукьянова