В Ветковском музее выставлены уникальные иконы трех столетий

К 2017 году число икон XVII – начала XХ века в коллекции Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова достигло 835. В 1978 году для музейного помещения им выделили маленькую комнатку в местном клубе, где, помимо различных предметов этнографии, были представлены 25 старообрядческих икон. По преданию, одну из них — Казанскую икону Божией Матери — верующие принесли на руках из Москвы. Уникальное собрание вот уже много лет вызывает неподдельный интерес у жителей Беларуси, гостей из ближнего и дальнего зарубежья.

Уникальное собрание икон в Ветковском музее

Оригинальность ветковской иконографии — системы изображения религиозных персонажей и библейских сцен — неоспорима. Интересно, что в 1930 году академик Николай Никольский в книге «История русской церкви» писал, что иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир. Основой «ветковской школы иконописи» была система византийского искусства, древнерусских традиций, а также результаты бурного взаимодействия местной культуры с белорусским и украинским контекстом, с искусством Нового времени. Основанная на землях Великого княжества Литовского, Ветка была восприимчивой ко всем «региональным» христианским святыням, независимо от их конфессиональной принадлежности. Так, не имеющая пронзающих стрел икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», явленная в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии как список знаменитой «Богоматери Ченстоховской», в XVIII веке стала одной из старообрядческих святынь Ветки и постепенно получила известность во всем мире.

Не имеющая пронзающих стрел икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Традиции написания святых, которые берут свое начало в Посожье, переняли староверы Румынии, Болгарии, Молдовы, Калуги, Алтая, Северного Казахстана и даже Аляски.

Сотрудник Ветковского музея Андрей Скидан рассказывает про образ Николы Отвратного

Ветковскую старообрядческую икону невозможно представить и без образа Николы Отвратного. Его глаза смотрят немного в сторону, за левое плечо молящегося. Именно за этот взгляд Никола и называется Отвратным. По поверьям, за левым плечом человека находится бес, которого отгоняет святой, а за правым — ангел-хранитель.

Такая оплечная иконография XVIII века со срезанной благословляющей десницей и частью Евангелия встречается только у старообрядцев. Что прежде всего привлекает человека, когда он смотрит на этот образ? Глаза. И здесь нужно понимать, что икона, строго говоря, — это не художественное произведение, а фактор общения вас со святым человеком, — подчеркивает научный сотрудник Ветковского музея Андрей Скидан.

Директор Ветковского музея Галина Нечаева

Директор Ветковского музея Галина Нечаева дополняет:

У этого шедевра мирового уровня существовал, вероятнее всего, прототип — византийский, впоследствии известный по новгородской иконе XIII века. После образ «переехал в Москву» и стал известен как «Никола Новодевичий». Но там святой с суровым взглядом влево изображен в поясном образе. А вот сама надпись на ветковской иконе гласит: «Никола Отвратный иже в Москве».

Доска с фрагментом иконописи

К сожалению, огромное количество икон Ветки так и не дошло до наших дней.

Часто мы находим только доски с фрагментами иконописи. Они в таком состоянии, что уже ничего невозможно восстановить. Для нас иконная доска, скорее, символичная вещь, которая показывает, как мало осталось от старообрядческой культуры. Но даже этот выразительный и красочный фрагмент, напоминающий пазл, показывает, насколько мощной была иконопись в нашем регионе, — отмечает Андрей Скидан.

В 1987 году, когда открывалась первая постоянная экспозиция, уже на трех этажах отреставрированного и достроенного здания одна очень пожилая ветковчанка Матрена Андреевна воскликнула:

Детки мои, вы думаете, это все, что было? Это ноготь от мизинца, от всего человека, что был!

Икона Ветковского музея

Но на этом сложности работы с теперь уже музейными экспонатами не заканчиваются. Так, например, за редким исключением, на представленных в музее иконах не стоят клейма и подписи их создателей. Древняя традиция анонимности «работать Богу» слилась за столетия гонений на старообрядцев с политическими причинами: всякое упоминание имени автора могло повлечь преследования. Поэтому часто приходится устанавливать только примерное время и место сотворения того или иного произведения. Но изучение и определение черт ветковского стиля делает продвижение вглубь традиции все более достоверным.

Иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир

Однако годы работы в этнографических экспедициях не прошли даром и позволили исследовать десятки и сотни различных иконографий, бытовавших в Посожском регионе. Причем большинство информации было получено в живой традиции во время общения с носителями старообрядческой культуры. Они рассказывали сотрудникам музея о «моленных» домах, куда попадали иконы из храмов, разрушенных во время гонений. А также о секретах технологии письма ветковских икон. В музее этому посвящена целая экспозиция.

Каноническая икона, например, покрывалась сусальным золотом не потому, что это дорого. Такой цвет отражал символику Царства Небесного. С этой же целью золотили и вырезанные из дерева киоты, представлявшие собой символы пышной растительности Райского сада. Такие украшения, к слову, были характерны для стиля барокко, полюбившегося старообрядцам. До нашего времени дошло и множество небольших образков из меди и латуни, — поясняет Андрей Скидан.

Так как жители Посожья были достаточно мобильной группой населения, то такие дорожные иконки широко использовались в обиходе. К тому же они были носкими и дешевыми в изготовлении.

Потемневшие краски с проступающим изображением Богоматери и Младенца Христа вобрали в себя духовный опыт и веру трех столетий, познакомиться с которой теперь могут и посетители Ветковского музея по адресу: Беларусь, г. Гомель, площадь Ленина, 4. Телефоны: + 375 23 274 10 40, + 375 23 275 88 87.

Источник: news.tut.by

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. Константин Краснов

    " результаты бурного взаимодействия местной культуры с белорусским и украинским контекстом, с искусством Нового времени" — строго говоря, это — то, за что поносят никонианскую иконопись.
    "стиля барокко, полюбившегося старообрядцам." — no comments…

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля