В Москве освящен Покрово-Успенский храм

В воскресенье, 4 марта 2018 года, состоялось малое освящение недавно переданного РПсЦ Покрово-Успенского храма в Малом Гавриковом переулке г. Москвы.

Торжественное богослужение возглавил митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Ему сослужили настоятель Покрово-Успенского храма иерей Никола Бобков (г. Москва), протоиерей Алексий Михеев (д. Устьяново), иерей Сергий Сусоров (г. Сызрань), иерей Александр Панкратов (г. Великий Новгород), протодиакон Виктор Савельев (г. Москва), диаконы Алексей Титов (г. Павловский Посад) и Александр Девин (г. Рыбинск), чтецы, певцы, прихожане Покрово-Успенского храма и гости из других приходов. Ранним утром началась полунощница, затем был отслужен молебен Богородице с водосвятием, и далее состоялось малое освящение храма, а после него — часы и Божественная Литургия. В честь освящения храма прихожанам в этот день разрешается пища с рыбой.

Памятная фотография после Божественной Литургии

Напомним, что 20 декабря 2017 года Покрово-Успенский храм в Малом Гавриковом переулке был передан Русской Православной старообрядческой Церкви. Старообрядцам выдали соответствующее распоряжение, договор и акт приема-передачи храма. 22 декабря 2017 года общине передали ключи от храма. По решению епархиального совещания возрождать общину и духовную жизнь в Покрово-Успенском храме было поручено о. Николе Бобкову.

Часы

Покрово-Успенский храм был заложен в 1909 году. Освящение верхнего главного Покровского храма 11 декабря 1911 г. совершил архиепископ Иоанн с епископами Александром и Мелетием. Еще несколько месяцев после этого продолжались работы по благоукрашению нижнего Успенского храма, освящение которого совершил 23 апреля 1912 г. архиепископ московский Иоанн вместе с епископом рязанским Александром и многочисленным духовенством. В конце 1929 г. члены артелей, объединенные в Москоопстройсоюз, поощряемые районными властями, обратились и Мособлисполком с просьбой закрыть Покровско-Успенский храм, а его здание передать им под «культурно-просветительные нужды».

Первое Причастие после десятилетий забвения храма

Члены Президиума Мособлисполкома на своем заседании 1 марта 1930 г. постановили закрыть церковь и передать ее Москоопстройсоюзу «для проведения культурно-просветительской работы с членами артелей, входящих в Союз». В 1933 году храм был закрыт.

Молящиеся

С 1960-х годов в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб «Спартак», секции по единоборствам. В конце 1990-х, несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его ограды стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами, Покрово-Успенский старообрядческий храм с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали.

Молящиеся

В начале 2000-х городские власти церковное здание и ограду все же отремонтировали. Внутри бывшего здания храма располагался спортивный зал, школа йоги. Просьбы о возвращении Покрово-Успенского храма Русской Православной старообрядческой Церкви верующие направляли с конца 90-х годов, но только после встречи с Президентом удалось сдвинуть вопрос с места.

Возглашение Многолетия после окончания богослужения

Фотографии из группы ВК «Сад Духовный»

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (33)

  1. Владимир*

    Как отличаются в благочестии мужчины и женщины! Женщин приятно видеть! А где кафтаны? Похоже, некоторые мужи пришли на занятия йогой, а тут уже церковь! В целом — значимое событие в жизни РПСЦ! Многая лета Митрополиту Корнилию!

    • Сергий 985

      Как вот о благочестии по фотографиям сделаны выводы были? Да, женщины уделяют больше внимания внешности, чем мужчины, и не только в старообядчестве. А кто там благочестивее мы сказать не можем, не знаем жизни каждого на фото. Даже не знаем кто насколько внимательно молился, кто по сторонам смотрел больше других, кто друг с другом шептался на службе… Нельзя вывод сделать.

    • Иерей Панкратов

      Среди участников освящения почему-то не упомянуты диаконы Алексий Титов (г. Павловский Посад Моск. обл.) и Александр Девин (г.Рыбинск Ярославской обл.).

    • Сергий 985

      А в Рыбинске храм ввели в эксплуатацию разве? Я думал там только идут работы по восстановлению.

    • Возможно об этом молчат из соображений политкорректности, но храм в Рыбинске никониане недавно отняли у местной общины РПСЦ.

    • Константин Краснов

      Перерыл весь сайт Рыбинской епархии РПЦ — ни слова об этом храме… "Откуда дровишки??"
      А вот про слабость (не сказать — немощность) тамошней общины, которая получила храм довольно давно и ничего не сделала — слышал (правда от РПЦ-вцев)…

    • Для сведения, Толгский храм в Рыбинске отнят у общины РПСЦ и передан РПЦ МП.

      https://mu-pankratov.livejournal.com/555514.html

    • Елена Демидова

      ждем разъяснения о.Алексанра, ибо информация по ссылке на жж Михаила Панкратова также исходит лично от него, как и указание на то. что на освящении храма в М.Гавриковом пер. был диакон из Рыбинска. Может быть, в Рыбинске есть другой храм РПСЦ? Или информация 2016 года оказалась неверной? Или отобранный в 2016 храм вернули в 2017?

    • Сергий 985

      С другой стороны к РПЦ мог обратно отойти храм, но не диакон. А диакон так в Рыбинске и остался.

    • Сергий 985

      Погуглил, нигде не нашел сведений о текущей принадлежности этого храма РПЦ. Во всех источниках утверждается, что в 2007 году храм передан старообрядцам.

    • Константин Краснов

      Свежее от источника в епархиальном управлении Рыбинской епархии РПЦ: храм сей действительно вернули РПЦ , но старообрядческая община пока выехать не торопится, поэтому процесс идет вяло с обеих сторон. Как вернули, сиречь, чья инициатива и предлог, не понятно….

    • Сергий 985

      Чуть выше цитата о.Александра Панкратова, что храм был отнят. Видимо, в самой РПСЦ есть более четкое видение причин возврата храма в РПЦ.

    • Константин Краснов

      У нас не Украина, битами и дрекольями пока ничего не решается.
      А "видение" у каждого своё.
      Поразведываю дальше, если сами рыбинские старообрядцы не объявятся и обстановку не прояснят. Ну, или Метрополия что-либо заявит….

    • Так может им свое родное здание бывшего храма возвращают, что занято музыкальной школой? Оно в лучшем состоянии, но внутри переделано. Его 10 лет назад и просили, но взамен дали Толгский.

    • Русская вера

      Действительно, местная епархия РПЦ МП потребовала передачи храма Толгской иконы Богородицы в г. Рыбинске в свою собственность, хотя насущной потребности в этом здании у нее не имеется. Представителям старообрядческой общины местные власти предложили отдать храм добровольно, не доводя дело до суда, потому что «все равно выиграет Московская Патриархия».
      Взамен этого происходит оформление нового участка под строительство старообрядческого храма на улице Молодогвардейской, в районе городского стадиона. Но поскольку строительство нового храма — дело затратное, долгое, для рыбинской общины малоподъемное, старообрядческая община пока продолжает находиться в здании храма Толгской иконы Богородицы. К тому же не решен вопрос компенсации немалых средств, вложенных общиной в восстановление этого здания.
      Таким образом, ситуация продолжает находиться в «подвешенном» состоянии.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Некоторые замечания для интересующихся лиц. Подворье Толгского монастыря в Рыбинске никто РПСЦ в собственность никогда не передавал. Передавали часть здания местной старообрядческой общине РПСЦ во временную аренду. Произошло это с согласия ярославского архиерея. Но в 2012 году возникла Рыбинская епархия, которой нужен и собор и здание епархиального управления. Ситуация изменилась, и , да простит меня уважаемая редакция сайта, позволю себе усомниться, что в Рыбинском епархиальном управлении сообщили, что "насущной потребности в этом здании у нее не имеется". У меня противоположные сведения. А судиться и вправду бесполезно, но не потому что "все равно выиграет Московская Патриархия", а потому что реституция церковной собственности с 2010 года регламентируется Законом РФ № 327.
      К счастью, владыка рыбинский Вениамин в целом с сочувствием относится к старообрядчеству, на улицу существующую общину выгонять не собирается и готов компенсировать вложенные в благоустройство затраты.
      А для полноты картины стоит еще иметь в виду объем здания подворья и сопоставить с размерами, потребностями и возможностями рыбинских старообрядцев.

    • Константин Краснов

      Ну, вот, с храмом, спаси Христос о.Иоанна, разобрались.
      А вот что делает в общине диакон без попа? Для меня. тупого. загадка… Или его планируют рукоположить вскоре….все равно странно…

    • О. Иоанн пишет: "Произошло это с согласия ярославского архиерея. Но в 2012 году возникла Рыбинская епархия, которой нужен и собор и здание епархиального управления. Ситуация изменилась"

      Вывод: Договоренности с архиереями РПЦ не надежны, действовать надо через верховную власть которая и архиереев этих, через колено ломает.

    • Константин Краснов

      Во-во. Ко Господу! Ну, и результат покажет, нужно это Ему или нет…

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Кириллу. Здания в собственность или в аренду дают не архиереи, а именно эта самая "верховная власть". И Вы уж до окончания Поста архиереев через колено, пожалуйста, не ломайте.

    • Глеб Чистяков

      В нулевые (1999-2010), когда контакты между представителями РПСЦ и Московской Патриархии стали более частыми у некоторых возникла иллюзия, что значительную часть вопросов касающихся возвращения (передачи) храмов и выделения земельных участков можно решить взаимодействуя с местными епархиальными архиереями или центральными структурами Русской Православной Церкви.

      Встреч по этим вопросам было немало. На отдельных довелось присутствовать и мне. Некоторые такие встречи выглядели содержательными, звучали обещания и казалось достигались договоренности. Но потом, все возвращалось на круги своя. Были даже случаи, когда после встречи с митрополитом РПСЦ архиерей РПЦ только что обещавший не противодействовать передача того или иного здания звонил мэру города и просил ни в коем случае не отдавать объект.

      Показательна в этом отношении история с храмом в Иванове переговоры о возвращении которого велись более 15 лет. Я лично слышал заверения тогда еще главы ОВЦС митрополита Кирилла и ивановского архиепископа Амвросия (Щурова), что этот вопрос будет решен. Но опять, какие-то обстоятельства не складывались, ну а недавно этот храм, как известно, сгорел…

      Таким образом, подобное взаимодействие показало весьма низкую эффективность.

      Справедливости ради надо отметить, что не правы старообрядцы, считающие что представители Московской Патриархии «динамят» решения имущественных вопросов по причине религиозной нетерпимости, ради «притеснений» и «гонений на веру». Этот фактор, если где то и может быть обнаружен, то решающего значения не имеет.

      Проблемные вопросы собственности обсуждаемые между РПСЦ и РПЦ мало чем ни отличаются от тех же проблемных вопросов внутри самой РПЦ. Где, например, после назначения в епархию нового архиерея нередко начинается ожесточенный передел имущества, война за рынок треб и устройство синекур. Похожие конфликтные ситуации случались во время процесса разукрупнения епархий проходившего в РПЦ несколько лет назад. Об этом рассказывают в кулуарах сами архипастыри Русской Православной Церкви.

      В этой связи мы видим и меняющуюся внешнюю политику старообрядческих согласий (включая РПСЦ) которые отложив инструмент межконфессиональной дипломатии теперь напрямую общаются с государственной властью, политическими и общественными структурами. И такая политика, приносит свои очевидные плоды. Церкви возвращаются казалось бы навечно утраченные храмы и монастыри, государство поддерживает межстарообрядческие форумы, наконец, внимание обращено на проблемы соотечественников-переселенцев. Празднование 400-летия протопопа Аввакума стало фактически государственным проектом лично поддержанным президентом страны.

      Сейчас уже не стоит вопрос о возможных перспективах диалога с властью. Он есть и активно продолжается. Вопрос в том, смогут ли старообрядцы полноценно реализовать появившиеся возможности, достаточно ли на местах активных, авторитетных людей (как духовных лиц, так и мирян) способных реализовать те или иные проекты. Не помешает ли местечковое хамство или невежество в преодолении проблем.

    • Елена Демидова

      о.Иоанну — о реституции. У нас нет закона о реституции. При реституции имущество возвращается прежнему собственнику, у нас же имущество религиозного назначения, которое находится в собственности государства*, передается той или иной религиозной организации лишь с учетом конфессиональной принадлежности и без исследования вопроса о том, в чьей собственности или в чьем пользовании то или иное здание находилось когда-то. В результате имеем неоднократные случаи, когда храмы, построенные старообрядцами белокриницкого согласия во времена "золотого века" на средства самих христиан и без всякого участия казны, передаются по закону 2010г. в пользование общине РПЦ или дораскольные храмы, принадлежавшие "официальной церкви" Российской Империи, передаются в пользование старообрядческой общине. При реституции такого не могло бы быть.
      ___________________________
      *именно государства, а не какого-либо человека или организации, и в связи с этим показателен пример храма в Гавриковом переулке, который принадлежал не государству, а на праве собственности профсоюзам и потому был передан РПСЦ не по закону 2010 года, а по иным основаниям, мне неведомым

    • "Справедливости ради …" и "…для полноты картины…" следовало бы акцентировать внимание на два момента в этой неприглядной ситуации — правовой и морально-этический. Не имея документов сложно дать оценку, но рискну предположить, что никакой аренды там нет, а есть договор передачи в безвозмездное пользование. Срок, видимо, не истек, коль администрация предлагает старообрядцам отказаться "добровольно". Никакой реституции у нас, в отличие от Прибалтики, нет, а ФЗ-327, регламентирующим порядок передачи культовых зданий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могли бы так же воспользоваться и старообрядцы, вернувшись к вопросу возвращения их храма, занимаемого музшколой. Иначе уж слишком очевидны двойные стандарты со стороны органов власти. Но тут поднимется хай-вой (детишек обижают) и результат заранее понятен. Два года назад на этом сайте было интервью епископа Викентия в котором он рассказал, что с большим трудом рыбинская община возвела колокольню и главу, приступила к внутреннему ремонту. И после этого в прошлом году местная епархия РПЦ, созданная еще в 2012 г., стала муссировать вопрос о передаче храма ей.Как это напоминает историю в Вологде! Тоже обещали выделить после отбора храма земельный участок, но что то ничего не слышно. Так и в Рыбинске администрация хочет старообрядцев из Толгского выселить (сама же их туда более 10 назад и вселила!), им свой от школы не освобождать, а пообещать (может и выделить) землю под новое строительство, а там … или ишак…, или… Вот такова мораль в Великий пост.И упаси Бог подозревать в чрезмерной симфонии властей Рыбинска с местной епархией РПЦ (как и в других местах!). А вообще это стремление к переделу и нарушению статус-кво чревато.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Елене. Разумеется, Вы правы. Закона о реституции имущества религиозного назначения в РФ нет. Название Закона 327 "законом о реституции" — большая натяжка, хотя и принятая при общении в церковных кругах.
      Но позвольте задать иной вопрос (мне важно иметь соответствующую информацию): какие и где здания религиозного назначения, построенные старообрядцами, передавались РПЦ именно по Закону 327?

    • Константин Краснов

      "И упаси Бог подозревать в чрезмерной симфонии …" а разве симфония бывает чрезмерной?
      Любая власть хочет видеться (хотя бы в своих глазах) легитимной и, желательно, сакральной. РПЦ в этом направлении работает всегда и получает соответствующие дивиденды. Остальные конфессии поотстали и считаются властью маргиналами, особенно, если малочисленны и бедны (как рыбинская община РПСЦ).
      У неимущего отнимется, а имущему дастся…….

    • Игорь Львович

      Попы уже в юристы записались.
      Какая разница по какому закону РПЦ забрала старообрядческие храмы? Или если по 327 закону это плохо, а по другому закону нормалёк?

    • Сергий 985

      > Попы уже в юристы записались.

      "Подумаешь… они ещё и вышивать могут.. и на машинке тоже…" (С) поп Матроскин

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Игорю Львовичу. Если Вы не владеете информацией по какому-либо предмету, то не стоит высказывать резких по нему суждений.
      В процессе встреч (их было несколько) предстоятелей РПСЦ с председателями ОВЦС имущественный вопрос обсуждался. Выяснилось, что некоторые бывшие храмы старообрядцев сейчас используются прихожанами РПЦ (Вам об этом известно), но выяснилась и обратная картина (Вы об этом, кажется, в упор не хотите ничего знать). Была достигнута договоренность, что поскольку в процессе "обмена храмами" существует примерное равновесие, вопрос более не поднимать, следует сохранять статус кво. После этого появился
      Закон 327, который худо-бедно, но процесс возвращения как-то регламентирует. Поэтому мне очень важно знать,не ради бла-бла-бла, а для исполнения возложенных на меня обязанностей, не нарушалась ли достигнутая договоренность. Не важно даже с какой стороны.
      А если Вам, Игорь Львович, не нравится, что "попы в юристы записались", то предъявляйте соответствующие претензии и своей стороне. Или вооружайте людей в борьбе за справедливость кольями.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      А Вы уже сходили в митрополию? Или к ним такое же отношение, как и ко мне?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля