Тайна ржевских святых близка к разгадке?

Близится 28 июля — памятная дата как для всей Руси, так и в отдельности для древнего города Ржева. На этот день приходится память святых Владимира и Агриппины Ржевских. Они издревле почитались во Ржеве и были погребены в соборном храме города (читайте также статью «Первые святые Ржевской земли»).

Старинная икона св. Владимира и Агриппины

Город Ржев в древности назывался Ржевою Владимировою, по имени своего первого князя — святого Владимира. Он был сыном Мстислава Храброго, братом Мстислава Мстиславича Удалого. Святая Агриппина была женой благоверного князя Владимира.

Начиная по крайней мере с 30-х годов XIV века, Ржева не раз находилась под властью Литовского великого княжества. О сидевших здесь в это время русских и литовских князьях имеются отрывочные сведения. В 1180 году, умирая, отец князя Мстислав Храбрый поручил молодого княжича воеводе своему Борису Захарычу. В 1208 году Владимир княжил в Пскове, затем защищал Великие Луки, которые после этого даже числили его своим князем.

В 1213 году Владимир стал управлять небольшой областью в Латвии. Здесь в его честь был назван город Валмиера, можно сказать, побратим Ржевы Володимеровой. Под его влиянием был заключен мир между ливонским епископом и полоцким князем. Князь Владимир помогал своему брату Давиду Торопецкому защищаться от литовцев.

Успенский собор на Соборной горе во Ржеве

Известно, что мощи Владимира и Агриппины в XVII — первой половине XVIII века почивали под спудом в Успенском соборе во Ржеве на Соборной горе, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом. Успенский собор был построен в 1754 году, каменный, пять престолов: три главных — Успения Богородицы, Святителя Арсения Тверского, святого благоверного великого князя Михаила Тверского, и два придельных — правый святого великого князя Владимира, левый святых благоверных князей Бориса и Глеба.

В связи с розыском о церковных нестроениях во Ржеве по указу императрицы Анны Иоанновны Тверской и Кашинский архиепископ Митрофан (Слотвинский) в 1745 году провел расследование о праздновании памяти Владимира и Агриппины. О результатах расследования архиерей писал:

А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось.

Архиерей запретил церковное празднование Владимира и Агриппины, гробницу разобрали.

Деканонизация святых Владимира и Агриппины, как и  других Тверских святых, была одним из последствий церковной реформы XVII века — как проявление своеобразного гонения не только на живых приверженцев древлего благочестия, но и на всякие свидетельства истинности дореформенного православия, как запечатленные в иконописных и литературных памятниках, а также и в нетленных мощах святых. Однако почитание деканонизированных синодальной Церковью святых сохранялось в полной мере у старообрядцев.

Церковное празднование новообрядцами Владимира и Агриппины было возобновлено после включения их в Собор Тверских святых, празднование которому было установлено в 1979 году.

Надгробная доска с изображением князя Владимира и княгини Агриппины

Успенский собор (1754 г.), в котором с правого предела на полу были положены мощи князя Владимира и Агриппины, был взорван в 1954 году. Взорвали собор таким образом, что стены рухнули, а фундамент, цоколь, плинфы и пол оказались целыми. Как сообщает краевед, знаток истории Ржева Моряков С.В., если снять верхний слой грунта, то обнажится сам пол собора, фундамент собора и колокольни. На Соборной горе, где стоял Успенский собор, сейчас расположен мемориал Обелиск, однако он построен так, что даже не касается границ соборного фундамента, то есть собор вполне вписался бы в современную планировку местности.

Обелиск освободителям Ржева на кургане Славы, ранее это место называлось Соборной горой (территория бывшего древнего кремля)

И дело здесь не в финансовых затратах, а прежде всего в желании: любой человек, интересующийся историей и имеющий определенные археологические навыки, способен внести свой вклад в дело возрождения исторического облика Ржева. Кроме того, весьма вероятно, что мощи ржевского князя и его супруги сейчас почивают в земле, под тем самым верхним слоем грунта, неподалеку от Обелиска.

Источник: vk.com/club97391990

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля