Ctrl+Enter — отправить

Константин

Хотелось бы услышать богословские мнения по следующему вопросу:
Церковь почитает 14000 вифлеемских младенцев святыми за то, что они приняли смерть за Христа, т.е. вместо Него. Ничего большего, понятно, они не сделали и не могли сделать, тем не менее, спаслись и во святых почивают. Если в праведность им вменена "невинноубиенность", почему нынешним невинно убиенным во утробах иродоподобных матерей отказывается во спасении? Что может сделать нерожденный младенец для своего спасения, если он обладает душой, которая, как известно, христианка??
более 3-х месяцев назад

Alexander

Не стоит проводить параллели с тем, что непостижимо уму человеческому. Невинная смерть 14000 младенцев, возможно, служит уроком, а мучительная смерть Ирода показывает, что такой же конец постигнет Ирода современного.
более 3-х месяцев назад

Константин

Простите меня туповастого, но богословие уровня "не суйся" меня не устраивает. Вы, Alexander, правы, но не отвечаете на мои вопросы. Мне интересен сейчас не педагогический аспект этого эпизода Библейской истории, а сотериологический.
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

Константину. В традиционном православном богословии, в отличие от римско-католического, никогда аспекты не разделяли. Для католиков характерен анализ, для православных - синтез. Если сотериологический аспект отделять от дидактического, то можно надумать бесконечное число глупостей и парадоксов.
более 3-х месяцев назад

Инокиня Ливия

Константин, думаю, что достаточно удовлетворительный ответ на свой вопрос найдете в "Григориевом видении" (на славянском).
"А се суть младенцы не просвещении святым крещением.
И по сих инех отлучи Господь от шуих и бяху слепи, водимы мановением Божиим, на нихже зла ничтоже, ниже паки во благих видяшеся. На нихже воззре Господь и не разгневася, на родителя же их гневашеся, яко не просветиша их святым крещением. И повеле дати им место покойно на полудне, и мало некия вечныя жизни наслаждение...".
более 3-х месяцев назад

Константин

О. Иоанну: Разделять и не нужно, но и замалчивать неудобообъяснимые в пользу более понятных не совсем честно.
Инокине Ливии: пример хороший, но ведь апокриф же....
более 3-х месяцев назад

Andrey

Св. Григорий Богослов об умерших некрещеных младенцах: "не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы"(Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 558.).

Св. Григорий Нисский на эту же тему: "Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни" (Твор. Св. Григория Нисского. Ч.4. М., 1862. С. 345.).
более 3-х месяцев назад

Константин

А первородный грех?
более 3-х месяцев назад

Andrey

Здесь же есть ответ. Не нуждаются в очищении для восстановления духовного здравия, ибо не теряли его, посредством совершения личных грехов. Поэтому не будут и страдать за грехи, которых не делали. Однако из-за причастности греху первородному не будут прославлены с верными. Для них Богом уготовано особое место. Ибо обителей много у Отца Небесного. Не совершивший греха не подлежит наказанию, но поощрения он ведь не заработал.
более 3-х месяцев назад

Максим

Константин, а Вы сами знаете ответ и решили "искусить" других читателей или действительно хотите разобраться в этом непростом вопросе?
более 3-х месяцев назад

Константин

Искушать и без меня, грешного, найдется кому....
Всех спаси Христос! На душе полегчало!...
более 3-х месяцев назад

Максим

Константин, по поводу некрещеных младенцев и вообще людей есть много изречений у святых отцов, часть из которых привел выше о. Андрей. По сути Ваш вопрос сводится к пониманию участи человека, который прожил на земле, ничего не знал о Христе и умер в таком состоянии. Что будет с таким человеком по смерти, имеет ли он надежду на спасение или по определению для такового "предуготована геена огненная"?

И в этом вопросе мнения святых отцов Церкви разделились: одни говорят, что те, кто не имеет крещения однозначно идут во ад. Другие (например, Ефрем Сирин) размышляют и высказывают предположение, что в итоге будет "Бог всяческая во всем", а это означает, что после смерти человек может (и должен) спастись. Доказательством тому служат многие примеры: Адам и Ева, ветхозаветные праведники, 14 тыс. младенцев (некрещенных!!!) и много других примеров. Святые отцы утверждают, что по смерти у человека "отниматеся воля", но сознание личности никуда не девается и он может делать выводы из того духовного мира, который открывается уже за гробовой доской.

Вот и получается, что Церковь постоянно напоминает нам о высшем и небесном мире вечности, а земная наша жизнь является коротким отрезком и экзаменом, который все люди проходят по-разному и в зависимости от своего духовного состояния. Кому-то же в вузах ставили пятерки и зачеты автоматом, а кто-то и после 3-раза не мог сдать зачет. С точки зрения светского человека умереть в утробе матери или во младенчестве — это верх наказания. Человек ничего не добился в жизни и не оставил после себя "великого следа в истории". Но Господь есть Любовь. Зачем же был создан человек с душой-христианкой, если он сразу был убит? Очевидно, что это особый промысел Божий по поводу каждой души и значит, что Господь призвал человека еще во младенчестве и это будет наилучшее для него, для его вечной жизни и этот младенец из числа 14 тысяч обрел спасение, чего не лишены и любые другие младенцы, которые так же миллионами гибнут и до нашего времени.
более 3-х месяцев назад

Игорь

Максим выходит хорошо то что миллионами гибнут?не надо и аборты запрещать раз все равно спасутся. Так вот вас можно понять.А что мать потом покается чадо спасется-и всем хорошо. так? Или я не понял. Тут вот АИ Осипов все о всеобщем спасение талдычет. Вы и с ним согласны? Я не спорю ..Спрашиваю.
более 3-х месяцев назад

Максим

Игорь, не нужно смешивать разные вещи. Конечно, аборт — это зло и преступление.
О всеобщем воскресении и о безконечных муках я согласен со святыми отцами. Хотя как это будет не знаю, это тайна будущего века и знать никто не может (даже А.И.Осипов).
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить