Торжественное открытие лектория «Под сенью «Винограда Российского»»

26 сентября в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылся IV сезон лектория по истории старообрядчества «Под сенью “Винограда Российского”». Занятия этого сезона носят название «Старообрядческое Подмосковье».

На открытии лектория выступили Л. И. Алёхина и Т. В. Игнатова

Куратор проекта, научный сотрудник Музея, искусствовед Татьяна Викторовна Игнатова рассказала о том, что к началу нового сезона музейно–образовательная программа по истории старообрядчества наконец получила свое имя — «Под сенью “Винограда Российского”». Она посвящена памяти протопопа Аввакума, 400–летие которого будет праздноваться в скором времени. Имя протопопа Аввакума тесно связано с древним Андроньевским монастырем — здесь он находился в заключении 350 лет назад.

Цикл лекций по истории старообрядчества получил название «Под сенью “Винограда Российского”»

Название лектория восходит к названию книги Симеона Денисова о подвижниках древлего благочестия «Виноград Российский». В ней киновиарх обители собрал жизнеописание протопопа Аввакума, боярыни Морозовой и других страдальцев за Старую Веру. Татьяна Викторовна отметила, что все темы лектория обращены к именам подвижников, жития которых содержатся в книге «Виноград Российский».

Карта «Раскольничьи селения Московской губернии»

Текущий, четвертый сезон лектория посвящен старообрядчеству Подмосковья. Собравшиеся на открытие сезона могли познакомиться с картой XIX века «Раскольничьи селения Московской губернии». Ее рассмотрению и анализу будут посвящены занятия лектория. Основной темой текущего цикла лекций будут искусство Гуслицы: иконописание и рукописные книги, легенды, а также резьба наличников. Запланированы также лекции о старообрядцах Серпуховского уезда, в первую очередь семьи Анны Васильевны Мараевой, известной благотворительницы. На примере Серпухова будут проанализированы связи между старообрядческой Москвой и Подмосковьем.

На занятиях лектория будет комплексно рассмотрено искусство Гуслиц: писанная и литая иконы, рукописные книги и красота резных наличников

Сообщение Ларисы Ивановны Алёхиной, кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Музея, было посвящено гуслицким книгам, находящимся в его собрании. Эта лекция настроила слушателей на понимание того, что гуслицкая рукописная книга — уникальное явление русской культуры. В Гуслице — восточной части Подмосковья — в XIX веке сложился культурный центр. Здесь воспитывались будущие священнослужители, переписывали богослужебные книги, писали иконы — все это распространялось потом по всей стране — в Поволжье, на Урале и даже в Сибири. Из Гуслиц вышли многие купцы, известные меценаты.

На торжественное открытие пришли ценители древнерусского искусства

В Гуслице особенно ценили дораскольные рукописные и печатные книги. Их берегли, ценили, реставрировали. Мастерство реставраторов XIX века поражает и современных специалистов. Книги ценили, их передавали по наследству, о чем свидетельствуют владельческие записи.

Орнамент поморской рукописи

Переписыванием богослужебных книг занимались целые села. Они оформлялись в древней традиции: деревянные корки, обтянутые кожей с тиснением, многоцветный растительный орнамент, заставки и буквицы. В своем сообщении Лариса Ивановна указала отличия гуслицкого орнамента от поморского: более яркий, красочный, с золотом. Гуслицкая книга отличается от поморского не только яркими заставками, но и более крупным, четким шрифтом букв и написанием безлинейной нотации (крюков).

Гуслицкие книги — более нарядные и красочные

Сообщение сопровождалось слайд–фильмом, который познакомил собравшихся с особенностями гуслицких книг, хранящихся в Музее. Среднерусская природа, цветы и травы легко угадываются в прекрасном растительном орнаменте старинных книг. Архитектурный орнамент заставки книг имеет большое сходство с резными наличниками окон в гуслицких деревнях.

В орнаменте гуслицких книг прослеживается влияние среднерусской природы и архитектуры

Выступление Максима Борисовича Пашинина, руководителя Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума, было посвящено научно–просветительской деятельности паломнического центра поморцев. В его задачи входит не только организация и проведение экскурсий по Преображенскому кладбищу и старообрядческим местам Москвы, но и помощь паломникам, желающим посетить Пустозерск — место мученической кончины протопопа Аввакума и его соузников. Слова священномученика о запустении города сбылись, теперь тут никто не живет. Несколько лет назад поморцы поставили здесь поклонный крест и воздвигли часовню в древнерусском стиле. Паломники, желающие почтить память мучеников, добираются до Пустозерска из Нарьян–Мара, где находится ближайшая поморская община.

Присутствующие с большим вниманием смотрели презентацию нового лекционного сезона

Максим Борисович рассказал также о межстарообрядческом сотрудничестве — Круглом столе и Межстарообрядческой конференции, проведение которых обеспечивал культурно–паломнический центр. Это было поистине уникальное событие — представители крупнейших старообрядческих согласий впервые собрались за одним столом, чтобы обсудить общие проблемы. В настоящее время сборник материалов конференции находится в печати, он выйдет уже в начале октября.

Выступление хоровой группы сопровождалось пояснениями о. Леонтия Пименова

После лекции присутствующие на открытии лектория посмотрели фрагмент документального фильма «Гуслицы», после чего наступила самая красивая и долгожданная часть программы — выступление старообрядческого хора с комментариями и пояснениями протоиерея Леонтия Пименова. Хоровая группа под управлением Натальи Леонтьевны Пименовой исполнила фрагмент Великой вечерни, величания преподобному Андрею Рублеву и протопопу Аввакуму, задостойник Рожества Пресвятой Богородицы. Прекрасная четкая дикция позволила слушателям понять каждое слово. Присутствующие смогли в полной мере оценить красоту знаменного распева в исполнении хора, который точно и филигранно исполнил все нюансы русского богослужебного пения. Заключительная часть небольшого концерта включала в себя духовные стихи — другой жанр древнерусской музыки.

Общее фото выступивших на открытии лектория

Гости торжественного открытия осмотрели часть музейной экспозиции. Резные Царские врата XVIII в.

Резная икона XIX в.

Святитель Никола Можайский. Конец XVII в.
Святитель Никола Зарайский. Конец XIX в.
В лекционном зале — иконостас церкви Благовещения из г. Юрьевца. Первая треть XVIII в.
Слушатели
Слушатели

Фотографии Елены Зобниной

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля