Объединительный собор избрал главу единой Церкви в Украине

15 декабря 2018 года в Киеве состоялся Объединительный Собор поместной Украинской Православной Церкви (ПУПЦ). Собор проходил в закрытом для прессы формате. В начале мероприятия на Собор прибыли церковные иерархи. Большинство из них представляло Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата и Украинскую Автокефальную Православную Церковь. Два участника Собора — митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко) до нынешнего дня находились под омофором Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Прибывшие сотворили совместную молитву, а затем выступили с приветственным словом.

Президиум Объединительного собора поместной Украинской православной церкви. Фото Михайла Палінчака

Основной целью Собора стало избрание предстоятеля новой Украинской Православной Церкви и утверждение ее устава и названия.

Собор возглавил посланник Константинопольского патриарха митрополит Галльский Эммануил (Адамакис), по правую руку от которого располагался президент Украины Петр Порошенко, а по левую — патриарх УПЦ КП Филарет (Денисенко) в черной камилавке (с точки зрения Константинопольского патриархата, он является не патриархом, а митрополитом без кафедры). Справа от президента Украины в президиуме также присутствовали экзархи Константинопольского патриарха в Киеве: архиепископ Даниил (Зелинский) и епископ Иларион (Рудник), а по левую сторону от Филарета — предстоятель УАПЦ митрополит Макарий (Малетич), митрополит Винницкий и Барский УПЦ МП Симеон (Шостацкий) и экзарх Константинопольской патриархии в Греции митрополит Адрианупольский Амфилохий (Стергиу).

Президиум Объединительного собора поместной Украинской православной церкви. Фото Администрации Президента Украины

Заседание Собора проходило в Софийском соборе, причем стол президиума стоял перед амвоном, лицом на запад, а секретари сидели на солее, у диаконских врат иконостаса. В центральном нефе собора расположились архиереи, а в боковых нефах — духовенство и миряне Собора.

Всего в Соборе принимали участие 190 человек. Больше всего представителей УПЦ КП: в состав делегации вошли 42 архиерея и с ними по одному священнику и мирянину. Всего 126 делегатов. Каждый епископ УПЦ МП также был со священником и мирянином, всего 30 человек. Украинская Автокефальная Православная Церковь подтвердила участие 12 епископов.

Голосование за предстоятеля Объединенной Украинской Православной Церкви будет тайным в два тура. В первом туре пройдет рейтинговое голосование. Во второй тур выйдут трое претендентов, которые наберут наибольшее количество голосов. Один из них возглавит новую церковь.

Софийский собор в Киеве

В 15 часов 20 минут завершился первый тур голосования за предстоятеля новой Церкви. Во второй тур голосования прошли три кандидата — два митрополита УПЦ КП, Михаил (Зинкевич) и Епифаний (Думенко), и митрополит УПЦ МП Симеон (Шостацкий). Финальным тайным голосованием был избран епископ УПЦ КП Епифаний, который возглавит основанную Поместную Автокефальную Украинскую Православную Церковь. Президент Украины Петр Порошенко на Софийской площади объявил о создании Украинской Поместной Православной Автокефальной Церкви и представил ее главу.

Избранный автокефальный митрополит Киевский и всея Украины родился 3 февраля 1979 года в селе Волково Ивановского района Одесской области, в семье рабочих. В 1996 году окончил среднюю школу, в 1999-м — Киевскую духовную семинарию УПЦ КП, в 2003-м — Киевскую духовную академию той же Церкви со степенью кандидата богословия. В 2007 году пострижен в монашество, стажировался в Греции, в 2008 г. стал секретарем Патриарха Филарета (Денисенко), а в 2009-м хиротонисан во епископа Вышгородского. В 2012 г. возведен в сан архиепископа, в 2013-м — в сан митрополита. Управлял приходами УПЦ КП на территории Киевской области, возглавлял Киевскую православную богословскую академию и Учебный комитет Киевского патриархата.

Избранный автокефальный митрополит Киевский и всея Украины Епифаний (Думенко). Фото Ефрема Лукацкого

Бывший предстоятель Украинской Православной Церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) получил пожизненный титул почетного патриарха новосозданной объединенной Автокефальной Православной Церкви Украины (именно таким будет ее официальное название). Об этом вечером 15 декабря объявил на Софийской площади предстоятель Православной Церкви Украины митрополит Епифаний (Думенко).

В Русской Православной Церкви Московского патриархата и Украинской Православной Церкви Московского патриархата полномочий состоявшегося Собора не признают, как не признают и священный сан за клириками УПЦ КП и УАПЦ, которые участвовали в Соборе. Еще осенью руководство РПЦ заявило, что не признает новую Автокефальную Церковь. Состоявшийся 13 ноября 2018 года под председательством митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского; УПЦ МП) Архиерйеский Собор также осудил действия Константинопольского патриархата и руководства УПЦ КП и УАПЦ.

В частности, Собор постановил:

Считаем недопустимым незаконное вмешательство Константинопольского Патриархата во внутренние дела другой Поместной Церкви и попытки решать украинский церковный вопрос с участием государственной власти и раскольников, игнорируя голос канонической Украинской Православной Церкви. Собор епископов отмечает, что процесс предоставления так называемого Томоса об автокефалии является искусственным, навязанным извне, не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства, углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины.

Глава отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион назвал собор «разбойным» и отметил, что из 90 архиереев УПЦ 88 воздержались от участия в «объединительном соборе». «И лишь двое отправились на «совет нечестивых»… Но не будем забывать, что среди двенадцати апостолов был один Иуда. Если бы апостолов было 90, можно было бы ожидать, что Иуд окажется шесть или семь, а не двое».

Митрополит Иларион также заметил, что участники этого Собора «будут стерты из исторической памяти Церкви, «как прах, возметаемый ветром с лица земли»».

Представители старообрядчества по-разному отреагировали на события, проходящие между новообрядческими конфессиями Украины. Так, митрополит Корнилий в интервью Национальной Службе Новостей заявил:

Из Украины поступают тревожные сигналы о притеснении верующих по конфессиональному признаку. Но всё-таки хочется надеяться, что до того «градуса раскола» и насильственных действий, которые на себе в полной мере испытали старообрядцы, дело не дойдёт.

Исполнительный директор благотворительного Фонда имени святителя Григория Богослова Леонид Севастьянов призвал Русскую Православную Церковь, наконец, отказаться от «византийского соблазна» и перестать преклоняться перед так называемым Вселенским патриархатом. Он отметил:

Старообрядцы должны всячески влиять на Русскую церковь, призывая ее забыть о греческих символах и вернуться к своим русским, потому что Константинополя больше нет, всё остальное после его падения — это «ряженство» и реконструкция. … Все это идет с XVII века, когда был отторгнут русский путь, о котором говорил протопоп Аввакум. После церковного раскола нас веками приучали к осознанию того, что мы ничто, а где-то вне нас находится истина. Если ты уступаешь первенство чуждым религиозным символам, ищешь источники истины вне своей страны и культуры, то ты отдаешь себя, как сейчас бы сказали, «под внешнее управление».

Фото Администрации Президента Украины

О том, что поведение Константинопольского патриархата на территории славянских государств связано с расколом XVII века, подтвердил помощник патриарха Варфоломея епископ Макариос Христопольский (Гриниеза́кис). В интервью «УКРИНФОРМ» он заявил:

В 1663 году, например, на Константинопольском Соборе, который проходил с участием всех Восточных патриархов и был собран для рассмотрения вопросов богословского, литургического и канонического содержания, поднятых Московским патриархатом, был рассмотрен, среди прочего, и вопрос «эклита» (право верховного церковного суда — прим. ред.). Московская Церковь подняла тогда вопрос о том, принадлежит ли Патриаршему Престолу Константинополя право суда относительно других Церквей и им ли выносится окончательное решение относительно какого-либо церковного дела. Восточные патриархи письменно выразили определение Православной церкви по вопросу об «эклите». В ответном послании, которое было отправлено Русской церкви и которое в силу его важности было названо «Томосом», ими единодушно утверждается, что «вопросы всех Церквей для конечного судебного разбирательства подаются в Константинополь и им принимается окончательное решение».

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (31)

  1. Константин Краснов

    "В 1996 году закончил среднюю школу, в 1999-м — Киевскую духовную семинарию УПЦ КП, в 2003-м — Киевскую духовную академию той же Церкви со степенью кандидата богословия. В 2007 году пострижен в монашество, стажировался в Греции, в 2008 г. стал секретарем Патриарха Филарета (Денисенко), а в 2009-м хиротонисан во епископа Вышгородского. В 2012 г. возведен в сан архиепископа, в 2013-м — в сан митрополита. "

    Наставниче монахов…..

  2. Константин Краснов

    "Если ты уступаешь первенство чуждым религиозным символам, ищешь источники истины вне своей страны и культуры, то ты отдаешь себя, как сейчас бы сказали, «под внешнее управление».",- сказал Леонид Севастьянов князю Владимиру в 988 году или забыл сказать, и всё пошло наперекосяк……

    • Никола В.

      Ну, как же, все связано воедино. Ошибки прошлого влияют на исход проблем сего дня. И теперь в роли "старообрядцев" выступает РПЦ.

      Впрочем, то, что свое истинное рыльце стамбульская епархия показала, удивляться не приходится. Самое главное теперь впереди, а именно то, как будет скорректирован курс РПЦ дальше и будет ли в действительно мощное сближение со старообрдячеством.

    • Иван Калашников

      Нужно быть наивным, чтобы думать о том, что якобы РПЦ будет что-то корректировать в отношение староверов. Для никониан староверы просто не существуют, об этом не раз официально они давали понять. Но в принципе и для большинства убежденных староверов никонианство уже не имеет никакого значения и интереса, так как является чуждой религиозной конфессией не имеющей ничего общего с православием.

    • Vladimir Voronov

      Укросборище имеет к старообрядцам отношение самое прямое! Если Вальцману-Порошенко удастся сломать сопротивление УПЦ МП и загнать в объединённую церковь- то старообрядцы будут следующими

    • Никола В.

      "Иван Калашников: Нужно быть наивным, чтобы думать о том, что якобы РПЦ будет что-то корректировать в отношение староверов…"

      Наивно полгать что никаких коррективов не будет. Ведь, если разобраться, то в принципиальном отношении РПЦ во многом украинизирована, а старообрядчество несет культурную квинтэссенцию Руси. В таком случае, какой смысл, для РПЦ продвигать дальше культурный код долбателей? Это только усилит исход людей, обжегшихся на украинском конфликте, которым будет претить все украинское и западное — таков закон психологии войны и ее последствий. Со временем искусственность украинизмов станет широко в РПЦ обсуждаться, а либероидные власти России не позволят решить проблему зомбирования Украины — эта страна теперь для нас навсегда стала только чужой и враждебной. В результате чего падение украинизмов в РПЦ неизбежно.

      К старообрядчеству от новых хозяев Украины никакой любви и терпимости не следует наивно ожидать, так как, хотя оно не подчинется Москве, оно пропитано таким русским, евразийским и антилиберальным духом, что Запад видит справедливым устроить для него только лишь Бухенвальд. Поэтому РПСЦ следующая в очереди на ликвидацию украинской прописки (причем в очень жестком варианте).

      Не следует, конечно, ожидать, что разделенные церкви вдруг бросятся друг-другу в объятия. Скорее всего, сначала и новообрядцев, и беглопоповцев, и безповоцев ждут серьезные утраты западных территорий канонического влияния. Та же Белокриницкая метрополия уже находится в зоне, хотя еще и не больших, но всевозрастающих рисков. Все это в будет социальном плане перевариваться очень активно и любителям держаться раскольного особничества придется очень не легко. Другое дело сможет ли ситуация разогревшись запустить цепную реакцию по преодолению раскола — это вопрос. Но перспектива появления такого реактора уже маячит.

    • Сергий 985

      На днях проезжал мимо единоверческого (старообрядного) храма Покрова в Рубцово, в Москве. Это Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Можно сказать главная точка соединения РПЦ с явлением староверия.

      Так вот. Ремонт о котором там что-то давно заявляли — с виду вообще не сдвинулся. Ограда вокруг территории храма, кирпичное её основание — уже просто заваливаетя на тротуар, ветшая и разваливаясь.

      Я о чем это… Да наплевать РПЦ на явление староверия. Просто наплевать. Настолько наплевать, что это даже не повод для гонений IMHO. Нет в поле зрения РПЦ такого значимого явления как староверие с которым можно сближаться, удаляться, воевать, дружить, мешать, помогать и т.п.

    • Сергей Агеев

      "Ремонт о котором там что-то давно заявляли — с виду вообще не сдвинулся."

      Значит, видимо, пока ещё не всё готово к началу работ по масштабной реставрации. Будем ждать и надеяться.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Сергию 985. У Вас удивительная для меня привычка — писать на общее обозрение сразу после прихода мысли в голову. Полезнее некоторые вещи проверять. Если не просто проехать по Бакунинской, а пройти по Переведеновскому переулку 24, то можно увидеть уже почти готовый "дом причта" нашего храма. Дойдет очередь, надеюсь, и до забора, и до храма.
      Но в главном выводе, Вы, увы, правы. У нас всё не так и плохо, но только благодаря частным спонсорам.

    • Сергий 985

      > У Вас удивительная для меня привычка — писать на общее обозрение сразу после прихода мысли в голову.
      > Полезнее некоторые вещи проверять.

      Конкретно о заборе я написал после того как лично видел его в таком состоянии. И я был крайне удивлён, т.к. это и безопасность пешеходов, и внешний облик города (а это приоритет московских властей — всё вылизать, чтоб внешне для туристов блестело, даже если внутри всё не очень).

      Помня вот эту вот статью от 2016 года — http://ruvera.ru/news/restavraciya_rubcovo — со всеми высокопоставленными фотографиями, в конце 2018 года конечно были куда бОльшие визуальные ожидания даже в процессе проезда мимо.

      Но в любом случае дай Бог вам помощи в ремонтах и вообще деятельности.

    • Vladimir Kochetov

      "Но в главном выводе, Вы, увы, правы. У нас всё не так и плохо, но только благодаря частным спонсорам."
      Вот когда приход /община/ в Рубцово станут многолюдными, когда появятся благотворители, тогда и храм и ограда будут шикарно отреставрированы. Ремонт за счёт мэрии или патриархии может быть материально дорогим, а духовно дешёвым.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Спонсоры у нас имеются. Многолюдность при старом обряде не только невозможна, но и не особенно нужна.
      А с забором история длинная. Когда мы хотели его поправить, нас решило Моснаследие оштрафовать на 100 т. р. Потом долго выясняли памятник ли "сталинский" забор? Оказалось — нет, но на территории памятника! Сейчас утрясаются бесконечные вопросы с всевозможными инстанциями, поскольку под забором немеряное число коммуникаций.
      А из духовных властей — помогает митрополит Иларион, сколько в его силах. Почти всем остальным мы не нужны. Но это и хорошо, если вдуматься.

    • Vladimir Kochetov

      Протоиерею Иоанну Миролюбову.
      Простите отче и благословите! Готов поспорить, что "многолюдность при старом обряде не только невозможна, но и не особенно нужна." Чем больше людей проникнется дораскольным богослужебным и духовным опытом, тем удобнее, легче им будет спасаться. Другое дело, что битком набитые храмы нежелательны, земные поклоны не положишь…

    • Vladimir Kochetov

      Протоиерею Иоанну Миролюбову, Редакции сайта и участникам форума.
      Известный своими консервативными взглядами в духе синодального миссионерства митрофорный протоиерей В. Переслегин, комментируя украинские события, пишет
      "Ими уже приняты новые обычаи, которых не знает Русская Церковь, и отвергнуты святые обычаи и уклад исторической Русской Церкви … русский мелодичный и задушевный строй хоровой музыки на восточные (взятые не из древней Византии, а из средневековой Турции) заунывные завывания под видом «знаменного роспева», русскую живописно богатую и тонкую икону на неимоверно сухую, грубую и жесткую греческую…"
      Вопиющая безграмотность (а может, и умысел) маститого протоиерея, истинного консерватора просто поражают. И, к сожалению, искренне заблуждающихся единомышленников у него немало. Я пытался прокомментировать сей опус на "Антимодернизм.ру", но мои комменты не прошли. Я прошу всех, кому дорога истина о древлем благочестии, написать отцу Переслегину. Его постинг здесь: https://antimodern.ru/первый иуда
      https://antimodern.ru/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9-
      %D0%B8%D1%83%D0%B4%D0%B0/
      Этот батюшка очень активен в Сети. Пишите, не молчите!

    • Сергий 985

      Мне тоже не очень понятна мысль ненужности многолюдности в православии, не важно какой обрядности. Хоть эта позиция и является старой хромотой православия, недоработки в части миссии. Николай Японский вроде бы писал с негодованием, что католики и протестанты прислыают своих миссионеров пачками, а в великой Российской Империи совершенно никого на эти дела не находится в части православия.

      Но как-то надо всё же меняться что ли.

      Кстати, я думаю если на приходе будет увеличение численности, то и деньги на заборы и иноностасы будут выделяться быстрее и больше. Надо же понимать, что власть скорее всего охотнее сотрудничает с теми у кого больше влияние, а влияние скорее всего определяется по численности.

    • Никола В.

      Старообрядчество не может быть массовым в принципе — оно интеллектуально и консервативно. Вот это те особенности, которые сразу ставят крест на вхождение в него массам. На самом деле, только кажется, что достаточно дать свободу и денег старообрядцам, как они тут же настругают богомольцев-"терминаторов", которые денно и нощно строем кладут поклоны и лупцуют лестовками бесов. Увы, но реальность совсем другая и вызывает лишь печаль — дети християн в большинстве не хотят жить благочестиво и омирщвляются массово во всех согласиях. Таков человек, что массы стекаются туда, где все весело и примитивно.

      Массовость = профанация. Всегда. Это то, что любую хорошую затею постоянно разъедает изнутри и сопротивляться этому крайне тяжело. И, если любая массовость войдет в старообрядчество, то она доканает его наверняка. Достаточно вспомнить времена раскола, ведь именно тогда древние уставы были в пользовании на Руси всеми. И что же, много ли во всем народе нашлось защитников древнего благочестия? Как же. Вся эта огромная масса людей дружно отмалчивалась, когда групка никониянцев безжалостно кромсала духовное и цивилизационное наследие. Лишь единицы поняли катастрофичность положения, но их было настолько мало, что не то что на религиозную войну, а на простейший бунт не хватило. Вот вам плоды масс и многолюдности.

      Так что, старообрядцам нужно не питать иллюзии относительно того, что кто-то в большой толпе найдется, для помощи им, а самим в благочестии укрепляться и детей к тому вести. Иконы, позолоты, заборы — все это замечательно, но не главное. Оно может лишь привлечь людей на некоторое время, но не сделать из них подвижников православия. Тем более, что все это есть и у других, да еще в большем количестве. Наше же дело в полноте благочестия спасаться и именно к этому людей привлекать.

    • Vladimir Kochetov

      Никола пишет: "Старообрядчество не может быть массовым в принципе — оно интеллектуально и консервативно. Вот это те особенности, которые сразу ставят крест на вхождение в него массам."
      Это, действительно, так. В Единоверие из РПЦ приходят именно такие люди. Но есть и приходы РПЦ МП, где новообрядческая служба совершается благопристойно и чинно, поют знаменным роспевом, молятся перед иконами древнего письма. Таких не любят. Но такой путь спасителен. А укроправославие с их барокко-губительно. То, что дети староверов взрослеют и уходят "МАССОВО"-вот это удивляет, но что поделать, апостасия не обходит стороной никого. Спаси Христос за Ваш пост.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Под тем, что написал Никола, я готов поставить и свое имя.
      Мне бы тоже хотелось бы быть оптимистом и писать только радостные вещи. Но имею некоторый духовный опыт….
      Оговорюсь только, что под малолюдностью имею в виду не маргинальную группку.

    • Владимир*

      За массовость переживать нет смысла. Молиться вместо двух часов пять вечером и вместо двух пять утром желающих мало. Как среди мирян, так и среди духовенства.

    • Вот уж действительно парадоксальный поворот в дискуссии : от острейших современных проблем РПЦ и ее отщепенцев в Украине до забора единоверческого храма в Москве и массовости, интеллектуальности и консервативности старообрядчества в целом ( даже с учетом специфики сайта)!

    • Сергий 985

      > На самом деле, только кажется, что достаточно дать свободу и денег старообрядцам,
      > как они тут же настругают богомольцев-"терминаторов"

      Да, настругают памятников протопопу Аввкуму, альбомов с иконами и замутят выставку кокошника и подрушника. Пригласят казаков и хоровод женщин в разноцветных сарафанах. Ну и прочие разные свистопляски из глины.

    • Сергий 985

      > Старообрядчество не может быть массовым в принципе — оно интеллектуально

      А как это проявляется — интеллектуальность? В чем она выражается в наши дни вот?

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Старообрядчества это касается едва ли (интеллектуальность). Единоверия касается.
      Если кому обидно — извиняйте.
      Да и не нужно это старообрядчеству. Зачем? Более-менее продвинутые священники и миряне есть — и хорошо. Чем более они продвинутые — тем труднее для них. ИМХО.

    • Сергий 985

      Хотелось бы синкнуть термины прежде чем что-то обсуждать или говорить. Поэтому очень интересно, что такое интеллектуальность и как она выражаться должна. Вот даже хотя бы как она проявляется в староверии или единоверии — тогда может ясно будет что это такое в данном контексте.

    • Константин Краснов

      Это то, за что Елена меня упрекала в комментах к теме «Советская команда — беспоповцы, а РПЦ — инородная церковь» : всё умное до нас отцы решили и сказали, наше дело — ни о чём не думая, их предписания выполнять.

    • Никола В.

      Сергий 985:
      "А как это проявляется — интеллектуальность? В чем она выражается в наши дни вот?"

      Во-первых понимание. Понимание старообрядчества требует знаний исторического плана. Причем не только того момента, когда протопопа Аввакума сожгли, а еще какой-то части образования Византии и передачи християнства Руси. В основе, собственно, знание истории, культуры и искусства Древней Руси.

      В реальной жизни такой исторический минимум осваивается только интеллектуалами, а обывателю все это категорически чуждо.

      Далее. Интерес к молениям (особенно к великим молениям и стояниям) просто так ниоткуда тоже не появляется. Для этого необходимо читать духовную литературу и проникаться ею.

      Чтение в какой-то мере компенсируется средой общения (в комплексе с чтением обогащает). Именно через нее осваиваются дети, рожденные в старообрядчестве, но, если интеллектуальные привычки им не прививаются, то они остаются на всю жизнь такой же величины, какими их вылепили родители. Без чтения, без каких-то личных поисков, одинаково из поколения в поколения не воспроизвести сложную традицию, сопряженную с устремлениями, потому, что невозможно все в точности пересказать. И личные познания должны из поколения в поколения увеличиваться, осознаваться, модифицироваться. Иначе происходит деградация, какую мы видим.

      Во-вторых необходимо мыслить, анализировать и сопоставлять. А это тоже требует определенных свойств личности, связанных с интеллектуальностью.

      протоиерей Иоанн Миролюбов:
      "…(интеллектуальность). Единоверия касается…"
      Могу предположить, что не все входят в единоверие сразу, некоторые в другие согласия и там остаются. Таким образом интеллектульная "нота" гуляет везде.

      протоиерей Иоанн Миролюбов:
      "Старообрядчества это касается едва ли (интеллектуальность)."

      В нообрдячестве крестишься и кланяешься, когда вздумается и никто ничего не скажат, а в древнем чине замечания со-молитвенники сделают. Да и свечку, если в неурочную минуту будешь ставить — "зашикают".

      Так что, волею-не волею, но в старообрядчестве хотя бы немного задумаешься и может быть даже самую дешевенькую брошюрку погрызть предется. А в новообрядчестве можно "вообще" не париться — главное веруй в церкви и ты герой. Другое дело, что интеллектуальность в старообрядчестве другая, без латынизмов и академизмов, поэтому остается практически незмеченной ни самими старообрядцами, ни сторонними наблюдателями. Также, косвенно об интеллектуальности старообрядцев свидетельствуют их успехи в науках, искусстве и экономике. О чем можно почитать как на этом сайте, так и на многих других.

      Сергий 985:
      "Да, настругают памятников протопопу Аввкуму, альбомов с иконами и замутят выставку кокошника и подрушника. Пригласят казаков и хоровод женщин в разноцветных сарафанах. Ну и прочие разные свистопляски из глины."

      Почему нет? Это называется формирование социальной среды. Она тоже нужна. Хотя, конечно, не до такой степени забавна, как Дугин предлагает — устроить политический переворот. Впрочем, Александр Гельевич прав: для равновесия "какошникам и подрушникам" необходимо формировать партию старообрядцев.

    • Сергей Шуйский

      Производное от "партии старообрядцев" — государственный переворот в 17-м (1917).
      "Во-первых понимание." достаточно может быть и страха Божия для постижения исторического минимума.
      А по поводу "Во-вторых необходимо мыслить, анализировать и сопоставлять. " — соглашусь, если это не по книгам и СМИ, а по личным наблюдениям о происходящем с самим и знаемым своим по их поступкам и делам — како Господь "направляетъ стезя" наша.
      Не знаю признак ли это интеллектуальности по "… косвенно об интеллектуальности старообрядцев свидетельствуют их успехи в науках, …", но светлые мысли по решению технических задач вдруг встревают у меня в голове во время молитвы, как не грешно об этом говорить.
      Однако, пишет крестьянин, далеко не интеллектуал.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля