Невьянская икона путешествует «почти дома»

Где бы ни выставлялась уникальная старообрядческая икона невьянского письма — везде аншлаг, везде успех. Но когда интерес у аудитории к этим ликам проявляется там, где невьянские иконы действительно представляются как нечто новое, — это вполне объяснимо: далеко не все, даже и среди хранителей дореформенного православия, близко (да и вообще сколько-нибудь) знакомы с этим духовным и культурным феноменом. Когда же массовый интерес возникает там, откуда и происходит это течение иконописи, вдвойне удивительно: ведь здесь, казалось бы, уже не должны эти иконы кого-то впечатлять настолько, чтобы посмотреть на них приходили толпы зрителей.

«Ангел выводит Апостола Петра из темницы». XVI-XVII вв.

Когда на исходе октября в Нижнетагильском музее-заповеднике открыли такую выставку икон, желающих здесь оказалось неожиданно много.

Эта выставка в Нижнем Тагиле первая и оттого очень крутая, — говорит мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который и организовал мероприятие.

Примечательно здесь то, что многие иконописцы, имеющие прямое отношение к феномену этих удивительных ликов, родом были не только из Невьянска, но и из Нижнего Тагила (расстояние между городами всего около сорока километров). То есть тагильская — это почти «домашняя» экспозиция…

По словам Евгения Вадимовича, среди экспонатов, предложенных для созерцания жителям второго по численности уральского города, «несколько откровенных шедевров». Дело в том, что сам по себе Тагил очень богат и в духовной культуре России сыграл особую роль. Так, Ройзман напоминает, что от жителя Нижнетагильского завода Кирши Данилова еще в 1761 году были записаны древние былины, из которых будущие поколения россиян впервые узнали о таких былинных героях, которые в последние годы в нашей стране вновь «на коне», благодаря серии мультипликационных фильмов — речь, конечно, об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.

Об этом, но в большей степени о предыстории Невьянской иконы и соседствующей с ней иконы Красноуфимской, коллекционер Ройзман рассказал жителям Нижнего Тагила лично. А, как известно, оторваться от его рассказов практически невозможно. Поэтому экскурсия по выставке с его участием вызвала ажиотаж, тем более что анонсировалось изначально: на мероприятии будет рассказано об участии тагильских иконописцев в становлении Невьянской школы иконописи.

«Одигитрия» 1730 г.

На выставке, в частности, зрителю были предложены две иконы высокого класса письма из собрания музея Невьянской иконы — «Ангел выводит Апостола Петра из темницы», которая появилась на рубеже XVI-XVII веков, и «Одигитрия», которая относится примерно к 1730-м годам.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля