Ctrl+Enter — отправить

Алексей

Объективно говоря, собственных ресурсов как финансовых так и административных, для успешной миссионерской работы в старообрядчестве нет. В этой ситуации возникновение таких центров, это по сути та работа которую по нашей скудности берет на себя РПЦ. РПЦ занимает ту нишу, которую старообрядцы сами не в состоянии занять. Плохо это или хорошо? для старообрядчества наверно плохо, но есть в этом и положительные нотки, во-первых, действительно ведется хоть какая-то проповедь древлеправославия среди никониан, во-вторых всегда остается возможность у будущих воспитанников центра присоединиться к старообрядчеству (к любому из согласий по личным предпочтениям). Примеры последних лет показывают, что увлекающиеся древлеправославием никониане, а так же выходцы из единоверия продолжают переходить в старообрядчество.
более 3-х месяцев назад

Константин

Так может, если нет своих сил на работу "в массах", есть смысл работать с такими центрами, приставить от каждого согласия по ревнителю, и научат они и лица не холить (си. ниже) и т.д. и т.п....
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Константин

Умиляет кавалерийский напор. На голом (не при митр. Анастасии будет сказано) месте и уже иконописные мастерские с вековыми традициями, школа (хоть не академия) знаменного пения, и т.д.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Andrey

"Все это может помочь им вернуться в лоно Матери Церкви" - то есть центра древнерусской богослужебной традиции создан не столько для популяризации таковой в среде новообрядцев, сколько для миссионерской деятельности среди староверов... Дело хозяйское, конечно же, но мне кажется, это утопия. Единоверие вполне показало свою неэффективность даже и в лучшие времена. Скорее биритуализм привлечет к РПЦ оторванных от исторических корней староверов нежели единоверие. Большинству таковых и новообрядные храмы вполне подходят, если в них не запрещают молиться крестом которым бабушка научила.
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

Я бы с Вами,о. Андрей, согласился, если бы не два обстоятельства.
1. С чего Вы взяли, что центр создается в о с н о в н о м для миссионерской деятельности среди староверов? И как вообще Вы себе эту миссионерскую деятельность сегодня представляете? Не допускаете мысли, что единоверцам просто нужно понятное сверху обоснование своего существования?
2. Что Вы вкладываете в понятие "эффективность единоверия"? Если миссионерскую деятельность, но она в "лучшие времена" как раз была, к сожалению, слишком эффективна. Сейчас эта эффективность, в нашем понимании, измеряется совсем иными параметрами. И показатели неплохие.
более 3-х месяцев назад

Andrey

1. Я взял это из слов самого руководителя центра Владимир Басенков: "Если старообрядцы зайдут в православный храм, то они вряд ли там останутся. Но оказавшись на единоверческом приходе, они окунутся в привычную для себя атмосферу, увидят, что у нас те же традиции, та же иконопись, те же бытовые привычки. Все это может помочь им вернуться в лоно Матери Церкви".

2. Рост единоверия был связан не с успехами по линии проповеди, а с фактами насильственного обращения старообрядческих скитов, монастырей и храмов в единоверческие, и параллельным закрытием, и разгромом тех староверских общин, которые проявляли непреклонность. Почему, собственно, когда сами новообрядцы стали к вопросам традиции индифферентны, то и единоверие практически иссякло, ибо ни государственной, ни синодальной поддержки более не имело. Даже лидер единоверия вл. Симон Шлеев стал биритуалистом. А после его кончины единоверцы вообще создали практически свою автономию. После ВОВ единоверие совершенно утратило всякое значение. Лишь наши попы-перебежчики: Судаков, Архангельский и Нефедов немного продлили послевоенную жизнь московских единоверческих общин. Лишь в наше время есть у новообрядческих священников определенный интерес к единоверию, но привлекательность его мне видится более всего в экстерриториальном подчинении единоверческих приходов, минуя местных благочинных и преосвященных. С этой позиции единоверие может найти много сторонников. Есть, безусловно, и искренние любители древнерусской богослужебной традиции в РПЦ, но пока их влияния не хватает чтобы хотя бы перебороть устаревшие стереотипы своих же одноверцев. Не так давно в традиционно единоверческом храме на Рогожке мне с удивлением и некоторым укором ответили, что храм не единоверческий, а православный. Мне кажется, что об успехах единоверия можно будет говорить тогда, когда в официальном катехизисе РПЦ в разделе о крестном знамени будет сказано не лишь о троепертии, но и о двоеперстии тоже.
более 3-х месяцев назад

Константин

"экстерриториальном подчинении единоверческих приходов, минуя местных благочинных и преосвященных" - что- то новенькое, или я что-то проспал....
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

Отцу Андрею.
по п.1 Басенков всё правильно сказал. Но Вы же не могли не обратить внимание на то, что его слова относятся к тем старообрядцам, которые з а х о д я т в единоверческие храмы. Это уже иного рода миссионерская деятельность, от которой и старообрядцы никогда не отказывались.
по п.2 Единоверие в начале и середине 20 века "иссякло" ровно по той же причине, что и старообрядчество. По этой же причине вл. Симон, как и иные единоверческие архиереи, стал биритуалистом.
Об успехах единоверия можно будет говорить после того, как в Уставе РПЦ будет ясно прописано, что существуют такие приходы; когда появится их типовой устав; когда будет прописано их каноническое устройство, определена схема управления. Ничего этого нет. И это красноречиво говорит о том, что перед ними не ставится никаких задач, существуют они "сами по себе", на действительно возрастающем интересе к благочестию Святой Руси.
А вообще, должен заметить, что логику действий иной конфессии не просто понять. Я, например, сообщения о новом древлеправославном митрополите, каюсь, воспринял как "местечковый инфантилизм", прошу прощения за неполиткорректность. Но, подумав, допускаю какую-то внутреннюю логику и обоснованность действий. Ровно также непросто понять действия единоверцев. Заверяю, что миссионерский мотив стоит отнюдь не первым. Хотя в каждой уважающей себя конфессии есть и миссионерский вызов.
более 3-х месяцев назад

иерей Иоанн

Отец Иоанн, а по какой причине "иссякли" единоверие и старообрядчество?
более 3-х месяцев назад

иерей Иоанн

По какой причине можно стать биритуалистом?
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

Отец Иоанн, я не могу поверить, чтобы Вы не знали о том, что происходило в России в 20-е и 30-е годы прошлого столетия. Иссякли христиане или их иссякли?
Биритуалистом , теоретически говоря, можно стать по двум причинам: по идейным и по практическим. Биритуалистами были первохристиане (включая Апостолов): многие соблюдали иудейский закон, а отчасти и новоустанавливающийся христианский.
Биритуалистами (мне больше нравится русское - двуобрядными) стали единоверческие епископы (следует думать - и священники) в силу экстремальных обстоятельств времени. Им приходилось
окормлять в с е х православных христиан какой-то территории. И в этом сказалась сила единоверия! Если бы они под большевистскими винтовками сказали, что эти "не наши , не христиане, вообще еретики", то грош бы цена была единоверию. Не думаю, чтобы это было бы сложно понять, но понять это необходимо. В этом лежит вероучительный рубеж. Для "никониан" форма малозначительна, для единоверцев важна, но не должна доминировать. Для старообрядцев - уж как есть... А экстремальные ситуации и проверяют - кто чему верит и на чем стоит. И поэтому я - сознательный единоверец, хотя и не простые для нас сейчас времена.
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

Показалось, что надо немного добавить. "Иссякание" староверия , единоверия, и, страшно сказать, всего православия в 20 столетии произошло не только и не столько из-за сатанизма большевиков. Причину "иссякания" староверы называют обмирщением, ученые - секуляризацией. Учитель мой, Иван Никифорович Заволоко, в "благополучной" Латвии издавал перед 2-й Мировой войной журнал "Родная старина". В нем был не только яркий призыв к любви Преданию, но и грозное осуждение современному старообрядчеству: утеря корней , идеалов, сути христианской веры. Много десятков лет назад он говорил: " В европейской части России староверов больше практически нет, есть в ы х о д ц ы из староверов". А сейчас и выходцев заменяют зашедцы. Со своей "шкалой ценностей".
Христианство - не эзотерической учение. Оно открывается любому жаждущему. Открывается и староверие. Открывается и единоверие. Но уж не всем и не сразу.
более 3-х месяцев назад

Andrey

Отче, так старообрядцы всегда относились к новообрядцам лишь с позиции миссионерской деятельности. То что в РПЦ возрастает интерес к благочестию Святой Руси можно лишь приветствовать. Древлеправославие не талмудизм, который существует исключительно за счет противопоставления себя христианству. Мы себя новообрядчеству не противопоставляем, но напротив будем рады если новообрядцы вернутся к своим историческим корням, это можно лишь приветствовать. Возвращение РПЦ к благочестию Святой Руси разрушит средостение и предоставит всем нам реальную возможность для преодоления раскола.
более 3-х месяцев назад

Константин

"Мы себя новообрядчеству не противопоставляем" - Рожество Твое/ Христе Боже наш/, восия мирови/ Свет Разумныи! О преславного чудесе!!!!!
более 3-х месяцев назад

Andrey

А что Вас так удивило? Талмудизм существует лишь на непрестанной борьбе с христианством. Без христианства и талмудизма нет. Мы же и помимо новообрядцев существуем. Нам с ними нет интереса копья ломать. У нас нет психологической от них зависимости и маниакального желания постоянно им что-то доказывать. У них своя свадьба, у нас своя. Все позиции уже давно обеими сторонами озвучены. Если же новообрядцы реально захотят вернуться к старому, то ясно, что мы будем рады, а если не захотят, то и как хотят. И помимо них миллионы людей не охвачены проповедью и ничего не знают о Древлеправославии.
более 3-х месяцев назад

Feodosie

Меня весьма радует информационная поддержка сайта "Русская вера", позиционирующего себя как "старообрядческий", епархиальной и приходской жизни братьев наших из РПЦ. Это весьма важно знать каждому старообрядцу. Однако хотел внести предложение. Мне видится, что политика сайта, мудрая и выверенная, все же несколько односторонняя. Старообрядческому порталу надо освящать так же и жизнь иных наших братьев 1-го чина, всенепременно разсказать о внутренней жизни хлыстов, скопцов, молокан. Наряду с отчетами о благих начинаниях епископата и прихожан РПЦ стоит коснуться и многогранного духовного мира июдейских и магометанских батюшек. Об их традиции пения, служения и вклада в общее дело единства и процветания нашей страны.
более 3-х месяцев назад

Игорь Львович

Эти холенные лица с гладко подстриженными усами и бородами лучше слов говорят о псевдоправославности это "центра"
более 3-х месяцев назад

Константин

Ну, наконец-то (последние 3 реплики), а то я думал и правда чудеса начались! Кстати, про скопцов и хлыстов я последний раз по поводу Распутина слышал, неужели до сих пор имеются? Feodosie, просветите!
более 3-х месяцев назад

Руская вера

Уважаемые читатели, и до 1917 года на страницах старообрядческих изданий рассказывалось о жизни иных конфессий. Так, в журнале "Церковь" существовала целая рубрика "Новости господствующего и иных исповеданий"
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

Не думаю, что здесь вообще уместны "Новости господствующего и иных исповеданий", но уж сколь иные из них имеют прямое отношение к старой русской вере и старому обряду, то, разумеется, очень уместны.
А вот от мазохистов, заходящих на сайт в поисках новых ощущений, надо бы как-то защищаться. Они сами не уйдут, им нужна "духовная пища" и возможность показать, что они "не такие как этот мытарь". А ведь так бы было просто: раздражаешься - и иди лесом, на сайты своего упования. Нет ведь, душа ищет раздражения и возможности кого-то унизить.
более 3-х месяцев назад

Игорь Львович

протоиерей Иоанн Миролюбов "А ведь так бы было просто: раздражаешься - и иди лесом, на сайты своего упования."

А просветите, протоиерей Иоанн, этот сайт какого упования?
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

А это, Игорь Львович, сайт ВСЕХ старообрядческих упований. Иль не знал? И рассчитан он на тех, кто способен терпимо относиться к иному упованию. Иль и это не понятно?
более 3-х месяцев назад

Игорь Львович

А единоверие это тоже старообрядчество?
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

Для вас, могу предположить, что нет.
Для меня - несомненно, да.
Смотря что понимать под старообрядчеством? Ненависть к РПЦ или соблюдение старых обрядов в любви к идеалам и традициям Святой Руси?
Думается, мое мнение вам и так понятно, без вопросов. Гораздо важнее в данном случае знать мнение создателей и администраторов сайта.
более 3-х месяцев назад

Andrey

Единоверие - это и есть старообрядчество, так об оном мыслил староверский Иргизский Собор 1805 года. Если сайт посвящен старому обряду, то единоверие однозначно имеет к сайту отношение, а вот если Древлеправославию, то единоверие, увы, выпадает из контекста с любой точки зрения: хоть с древлеправославной, хоть с единоверческой.
более 3-х месяцев назад

Игорь Львович

о. Андрей, это игра терминов, а по сути вы подтвердили, что единоверие это не старообрядчество (древлеправославие) к коим относится РДЦ, РПСЦ, ДПЦ, ДКЦфсс. Да простят меня за аббревиатуры.
Осталось понять - здешний сайт как мнить себя?
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

И мне осталось понять: ДПЦ и ДКЦфсс - Это Древлеправославие? Это мне особенно интересно услышать от о. Андрея.
Еще о. Андрею: что Вы вкладываете в понятие Древлеправославие? Почему все же единоверцы не древлеправославны? Древлеправославна ли, например, РПСЦ?
более 3-х месяцев назад

Игорь Львович

о. Андрей конечно же ответит.
Но я уверен, что РПСЦ древлеправослана, а единоверие даже рядом не стояла.
Единоверие это эрзац православия, сиречь древлеправославия.
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

Конечно же мне интересно, что он ответит. Особенно про древлеправославие беспоповцев. И особенно после последнего Петербургского собора, где доктринально было зафиксировано абсолютно неправославное учение от отсутствии на земле благодати священства.
Мне просто интересно знать его мнение. Человека, с которым далеко не всегда согласен, но которого очень уважаю.
А вот Игоря Львовича я не знаю, как и не понимаю, на каком основании он считает себя экспертом в православии. Поскольку в его словах слишком много пафоса и дилетантизма, позволю себе усомниться, что Ангелы Божии, разделяющие людей пред Судом Божиим на православных и неправославных, будут с ним советоваться.
более 3-х месяцев назад

Константин

А я до сих пор наивно полагаю, что на Страшном Суде людей разделят на праведников и грешников.... выходит я ошибаюсь...
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

Да Вы что? На древлеправосланых истинного упования и происхождения, на древлеправославных сортом пожиже, на сомнительно древлеправославных разного вида и качества, на просто православных разных изводов и племен, на новоправославных разной степени отступничества от чистоты веры, ну и ,конечно, на еретиков всех чинов и безчиний, к коим принадлежит абсолютное большинство христиан. А если Ангелы запутаются, то древлеправославные эксперты им подскажут. И всё будет правильно!
более 3-х месяцев назад

Игорь Львович

Заметьте, протоиерей Иоанн Миролюбов, я на личности не переходил, а Вы почему то это себе позволяете. Может Вы не миролюбов?
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

Как же я могу переходить на личности, если мне про вас известно только то, что вы - Игорь, и, прошу пардону, Львович.? Может, во мне ясновидение какое проявилось?
А вот вы беретесь классифицировать старообрядческие упования, ничего о себе не сообщая. А это в данном случае интересно: откуда такое дерзновение?
более 3-х месяцев назад

протоиерей Иоанн Миролюбов

А те оценки, которые вы "от ветра главы своея" даете единоверию, это уже не дерзновение. Это - дерзость.
более 3-х месяцев назад

Andrey

Как говорит классик думского юмора: "отвечаю!" )))

В вопросах религии есть две точки зрения субъективная (верующих конкретной конфессии) и религиоведческая (неверующих ни в кого, кроме себя, специалистов-исследователей). Так вот субъективно, с точки зрения РДЦ, старообрядцами являются все, кто служит по старопечатным книгам первых 5 московских патриархов и содержит другие древлецерковные предания и обычаи, бывшие до раскола 17 века. А древлеправославными с нашей субъективной точки зрения в строгом смысле этого слова являются лишь чада Русской и Грузинской Древлеправославных Церквей. Поскольку Древлеправославие - это не лишь богослужение, но вероисповедание. Старообрядцем может быть кто угодно, пожелавший служить по-старому. А древлеправославным - лишь член Древлеправославной Церкви, соединенный с ней посредством правильного, законного крещения, освящающий себя и прочими таинства Древлеправославной Церкви. С определенной оговоркой мы можем отнести к древлеправославным (в смысле вероучения) и христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию, поскольку в вопросах вероучения у нас с ними нет разногласий. Наши разногласия скорее канонического порядка. И они могли бы были быть давно уже преодолены, если бы с обеих сторон была к этому добрая воля и решимость. Отнести к древлеправославным беспоповцев мы не можем, поскольку считаем, что Бескровная Жертва будет приноситься до Второго пришествия, а они считают Жертву утраченной. С нашей точки зрения, никто из святых древней Церкви не учил о том, что священство исчезнет, а Причастие иссякнет…

При это вполне естественно, что каждое религиозное общество, содержащее «старый обряд», может совершенно свободно усваивать лично себе наименование «древлеправославный». А уж человек ищущий сам определит, какое общество сему наименованию соответствует.

Что же касается сайта, то он создан для всех, кто любит и интересуется «старым обрядом», а коль так, то, наверное, и участвовать в работе сайта могут все таковые без ограничений по конфессиональной принадлежности. Почему, если можно давать возможность высказываться по старообрядческим вопросам новообрядцам Б.Кутузову и Е.Агеевой, нужно запрещать высказываться единоверцам? Дореволюционная старообрядческая печать, безусловно, с фильтрацией, но трибуну предоставляла всем.

Помните в Евангелии на похожую тему? – «При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Исус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Лук.9:49-51). Единоверцы проводят значительную работу по популяризации староверия в новообрядческой среде. Мы на такое абсолютно неспособны. Ибо уши новообрядцев сразу же затворятся, узнав, что рассказик не почитает Матронушку. А вот, когда новообрядцы видят, что по-старому служит их член Синода митр. Ювеналий, крестится двумя перстами дипломат митр. Илларион и благосклонно о староверии рассуждает патр. Кирилл, то позиция начинает меняться. А это в свою очередь дает возможность и староверам собирать там, где не сеяли :)
более 3-х месяцев назад

Константин

"...ибо кто не против вас, тот за вас» (Лук.9:49-51) Увы!!! Никто эти слова, как и слова о любви к ближнему (и даже врагу), не воспринимает как руководство к действию. Против ли никониане старообрядцев всех согласий? Отнюдь. Против ли старообрядцы никониан? Отнюдь. Потому что, если отбросить властолюбие князей церковных и укорененную неосведомленность о жизни других, то делить русским православным христианам, по большому счету, нечего. Все неувязки и противоречия МОЖНО и реально решить при наличии любви и доброй воли.
Своим незрелым умишком могу предположить, что главное опасение старообрядцев при приближении к РПЦ - боязни ассимиляции. Т.е. неверие в свою духовную стойкость, способность оздоровить (столь необходимо) атмосферу в Русской Церкви (подразумеваю не РПЦ, а все сообщество православных христиан).

.... и полетели в него тазики и мочалки....

А названия.... ну, вот это - точно от лукавого....
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить