Малые праздники

Праздникиобщецерковные торжества, посвященные особому воспоминанию священных событий и чтимых святых. В старообрядческой традиции сохранилась градация праздников по степени торжественности, которая известна с конца XI в., когда авторитетный канонист Никон Черногорец описал систему из трех чинов праздников: великих, средних и малых, обозначаемых соответственно крестом в круге, крестом и скобкой с тремя точками.

В христианстве фактически каждый день есть несколько малых праздников: в каждый день года чествуются прославленные Церковью святые. Еще с IV века везде открыто и торжественно происходило чествование святых, узаконенное двумя поместными соборами того же века: Гангрским (середина IV века) и Лаодикийским (около 360 г.). Вместе с тем развивается и определяется самое вероучение о почитании святых (преподобный Ефрем Сирин, святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Вера в обязательность и спасительность чествования святых неизменно сохранялась в церкви и в последующие века, подтверждением чему служат свидетельства как отдельных пастырей церкви (святители Кирил Александрийский, Григорий Великий, преподобный Иоанн Дамаскин), так и целых соборов — поместного Карфагенского (419 г.) и в особенности Второго Никейского (787 г.).

Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божиих, церковь вместе с тем призывает их в молитвах, не как богов каких, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. 1:17) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который «един (есть)» в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5-6).

Начало молитвенного призывания святых видно еще в церкви ветхозаветной, когда царь Давыд взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших» (1 Пар. 29:18). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Существуют категории, на которые принято разделять святых при их канонизации и почитании, в зависимости от трудов их земной жизни:

  • апостолы (ученики Исуса Христа);
  • безсребренники (христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры; зачастую к ним относят святых, обладавших даром врачевания);
  • благоверные (благочестивые правители);
  • блаженные (часто — именование юродивых);
  • великомученики (мученики за веру, которые перенесли особо тяжкие мучения);
  • исповедники (христиане, открыто исповедовавшие свою веру во время гонений);
  • мученики (мученики за веру);
  • праведные (христиане, почитаемые за особо праведную земную жизнь);
  • преподобномученики (иноки-мученики за веру);
  • преподобные (монахи, почитаемые за подвижническое житие);
  • пророки (христиане, упомянутые в Библии, возвещавшие народу волю Бога и проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи. Почитают 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя, который является последним святым, почитаемым в данном лике святости);
  • равноапостольные (лица, прославившиеся проповедью Евангелия и обращением народов в христианство);
  • святители (архиереи, прославившиеся праведной жизнью и пастырской деятельностью);
  • священномученики (священнослужители-мученики за веру);
  • столпники (святые подвижники, подвизавшиеся на столпе — башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних);
  • страстотерпцы (христиане, принявшие мученическую кончину за веру, возможно, даже от единоверцев (в силу злобы, коварства, заговора; почитается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам);
  • чудотворцы (святые, прославившиеся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитвы к ним);
  • юродивые (подвижники, добровольно принявшие на себя образ безумных. Для таких лиц характерен аскетический образ жизни, обличение, в том числе публичное, людских пороков).

​К малым праздникам относят дни памяти общехристианских святых (почитаемых в христианских церквах), таких как священномученик Антипа (I век), мученики Флор и Лавр (II век), священномученик Киприан (ум. 304 г.) и мученица Иустина (ум. 304г.), мученики Гурий, Самон и Авив (III-начало IV в.), мученики Кирик и Иулита (ум. ок. 305 г.) и другие.

Также к малым праздникам относятся дни памяти общеправославных святых (почитаемых в православных конфессиях), таких как казанские чудотворцы Гурий (1500-1563 гг.), Герман (1505-1567 гг.) и Варсонофий (ок. 1495-1576 гг.), святой благоверный князь Михаил Тверской (1271/1272 – 1318 гг.) и княгиня-инокиня Анна Кашинская (ок. 1280-1368 гг.), святитель Арсений Тверской (ум. 1409 г.), святители Петр (вторая половина XIII века – 1326 г.), Алексий (между 1292-1305 – 1378 гг.) и Иона (1390-е – 1461 гг.), Филипп, митрополит Московский (1507-1569 гг.), святой благоверный князь Михаил Черниговский (1179-1246 гг.) и боярин его Феодор, преподобные Дионисий (ок. 1570- 1633 гг.), Никон (1352-1426 гг.) Радонежские, Димитрий Прилуцкий (начало XIV века – 1406 г.), Кирил Белозерский (1337-1427 гг.) и другие.

К малым праздникам относятся дни памяти особо почитаемых в определенной местности святых, например, святых благоверных князя Владимира (до 1178 – после 1226 гг.) и княгини Агрипины Ржевских, священномучеников Тихона, епископа Томского (1880-1937 гг.), и Афанасия Тарбагатайского (1880-1938 гг.) и многих других. К малым праздникам относят дни памяти старообрядческих святых, таких как священномученики Павел Коломенский (ум. 1656 г.), Епифаний Соловецкий (ум. 1682 г.), Логгин Муромский, святитель Арсений, епископ Уральско-Оренбургский (1840-1908 гг.), святитель Геронтий, епископ Костромской и Ярославский (1872-1951 гг.) и другие.

Кроме того к малым праздникам относят явление некоторых образов Божией Матери: икона Богородицы «Услышательница» (XII век, в монастыре Зограф на Афоне); образ Богородицы Словенской (1628 или 1635 гг., под Костромой); образ Богородицы Молченской (1405 г., под Путивлем); образ Божией Матери Цареградской (в г. Старая Русса под Великим Новгородом), образ Богородицы Одигитрии Макариевской (1442 г.) и другие.

Малые праздники совершаются менее торжественно, чем великие и средние. Богослужение проходит только по желанию настоятеля прихода. Многим святым до сих пор нет службы, а некоторым даже канона.