Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека

Литургия верных

Вслед за литургией оглашенных следует Литургия верных, которая начинается песнопением Херувимской, установленной во время царя Иустиниана (в VI веке). Это песнопение поется «на сходе», когда на середину храма выходят все певчие с клиросов. «Иже Херувими тайно образующее» — молящиеся слышат о том, что нужно отвергнуть, отбросить все житейские тревоги и печали, чтобы принять Царя всех, невидимо носимого Ангелами.

В самом начале пения Херувимской молящиеся осеняют себя крестным знамением и преклоняют головы. Диакон или священник кадит алтарь и молящихся, а те кланяются в пояс без крестного знамения и вновь стоят, склонив голову.
 

Великий вход

Между первой и второй частью Херувимской песни совершается Великий вход — священнослужители переносят Святые Дары с Жертвенника на Престол. «Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем», — возглашают священнослужители. Молящиеся поднимают головы и полагают три поклона с молитвой разбойника:

  1. «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Си» (поклон поясной);
  2. «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си» (поклон поясной);
  3. «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си» (поклон земной).

Великий вход

Затем продолжается пение Херувимской песни, Царские врата затворяются, молящиеся вновь склоняют голову до окончания пения Херувимской.
 

Ектения и Символ веры (Верую во единаго Бога)

После Херувимской песни обычно певцы расходятся по клиросам, и далее следует просительная ектения, после которой священник возглашает из глубины алтаря: «Мир всем!». «И духови твоему!», — поет хор и все кланяются в пояс (без крестного знамения).

Далее мы слышим призыв: «Возлюбим друг друга» — для достойного исповедания Господа в Символе Веры необходима братская любовь и единодушие. Пение Символа Веры предваряется возгласом: «Двери, двери. Мудростию вонмем!». В древности эти слова относились к привратникам, которые охраняли двери, чтобы никто не входил и не выходил в святые минуты совершения Таинства. В начале пения Символа Веры все крестятся (без поклона). Ходить по храму в это время нельзя. Символ Веры в старообрядческих храмах поется певчими на одном клиросе либо попеременно. Обычая всенародного чтения или пения Символа Веры нет.
 

Евхаристический канон

Евхаристический канон — последование молитв и священнодействий, в ходе которых происходит таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Следует ряд возгласов священнослужителей, на которые хор отвечает соответствующим песнопением. Во время пения священник читает «втай», то есть вполголоса, евхаристические молитвы. Их содержание молящиеся не слышат. Поэтому многие думают, что в этот период можно ходить по церкви. Однако это не так. Это минуты особенного благоговения, когда совершается Таинство Евхаристии и запрещено всякое хождение по храму.

Исключение составляют только крылошане, которые сходят с крылосов для пения «Достойно есть». Но в некоторых приходах и этого исключения не делают, а крылошане стоят «на сходе» от начала Херувимской песни и расходятся после «Достойно», чтобы и малейшим движением не нарушить благоговейного молитвенного настроения. Следует отметить, что есть и совсем строгая традиция — все песнопения Литургии верных, до самого причастия, петь на середине храма.

Клирошане поют «Достойно есть» на сходе

В ответ на возгласы священнослужителей певцы исполняют соответствующие песнопения:

  • «Станем добре»  «Милость, мир, жертву и пение»;
  • «Благодать Господа… буди со всеми вами», — произносит священник. «И со́ духом твоим», — отвечает хор. Все кланяются (креститься не нужно);
  • «Горе́ (вверх) имеем сердца»  «Имамы ко Господу»;
  • «Благодарим Господа»  «Достойно и праведно»;
  • «Победную песнь»  «Свят, свят, свят Господь Саваоф»;
  • «Приимите и ядите, се есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов»  «Аминь» (поклон поясной);
  • «Пийте от нея вси, се есть кровь Моя, Нового Завета, яже за вы и за мно́гия изливаемая во оставление грехов»  «Аминь» (поклон поясной);
  • «Твоя от Твоих к Тебе приносяще, о всех и за вся»  «Поем Тя, благословим Тя, благодарим Тя Господи, молимтися Боже наш» (поклон поясной);
     

Молитвы священника во время литургии

Во время пения «Твоя от Твоих»  «Поем Тя» священник читает молитву призывания Святаго Духа (эпиклезы):

«Еще приносим Ти словесную сию и безкровную жертву. Молим и просим, и ми́ли ся деем. Посли Дух Свой Святыи на нас и на предлежащия Дары сия»;

Затем священнослужители читают тропарь: «Господи, иже Пресвятыи Свой Дух в третии час апостолом Своим пославыи, Того, Благии не отъими от нас, но обнови нас молящихтися» (читается трижды со стихами);

После чего диакон говорит:

— «Благослови, владыко, Святыи Хлеб сей». Священник, благословляя, тихо произносит:
— «Сотвори убо Хлеб сей честное Тело Христа Твоего».

И вновь диакон, указывая на потир, говорит:
— «Благослови, владыко, Святую Чашу сию». Священник, благословляя потир, произносит:
— «И еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего».

Диакон:
— «Благослови, владыко, обоя Сия Святая». Священник:
— «Преложи Я Духом Твоим Святым». Эти молитвы читаются тихо, молящиеся в храме слышат только пение хора, протяжно исполняющего «Поем Тя».
 

Святое преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы

Теперь на Престоле уже не просто хлеб и вино, но истинные Тело и Кровь Господа. Вопрос о времени преложения святых Даров издавна обсуждался богословами разных Церквей. Так католические литургисты утверждают, что Дары освящаются в момент произнесения священником так называемых установительных слов: «Приимите и ядите» и «Пийте от нея вси». Священник в этот момент является «заместителем Христа» и сам освящает дары от Его имени.

Восточные авторы считают по-другому. Они указывают, что освящение Святых Даров не может произойти без так называемой «эпиклезы», молитвы призвания Святого Духа. Следовательно, освящение хлеба и вина происходит только после этой молитвы. Однако их оппоненты указывают, что существуют древние Литургии, в которых нет эпиклезы.

На Престоле под покровцом хлеб и вино, в ожидании своего освящения. Фото Г. Чистякова

Согласно же православному старообрядческому вероучению, освящение Святых Даров происходит во время всего Евхаристического канона Литургии верных, а молитва призвания Святого Духа лишь завершает это освящение.
 

Молитва «Достойно есть»

После освящения Святых Даров следует молитвенное воспоминание членов Церкви небесной и земной. В первую очередь, воспоминается здесь Пресвятая Богородица, оттого и поется песнопение, Ей посвященное — «Достойно есть» (или так называемый задостойник, если служба совершается в великий праздник). Перед песнопением и после него полагается земной поклон.

Священник в это время тихо читает соответствующую молитву, а затем громко произносит: «В первых помяни, Господи», после чего священнослужители тихо поминают имена строителей храма, в котором совершается Литургия, и прочих верующих людей, живых и усопших.

  • «И даждь нам единеми усты»  «Аминь».
  • «И да будут милости»  «И со духом твоим» (поклон без крестного знамения).
     

Молитва «Отче наш» и ектении

После ектении «о принесенных и освященных честных Дарех» хор поет молитву, которой Сам Господь научил нас в Евангелии: «Отче наш». Ходить в это время нельзя, после молитвы нужно полагать поясной поклон.

  • «Яко Твое есть Царство»  «Аминь»;
  • «Мир всем!»  «И духови твоему» (поклон без крестного знамения);
  • «Главы ваша Господеви преклоните»  «Тебе, Господи» (продолжительный поясной поклон. Пока хор поет, все стоят со склоненной головой);
  • «Благодатию и щедротами»  «Аминь».

«Вонмем! Святая святым», — произносят священнослужители. Эти слова возвещают, что нужно быть святым, дабы принять в себя святыню, причаститься Святых Таин. Хор отвечает: «Един Свят, Един Господь Исус Христос, в славу Богу Отцу, аминь». Затем поются причастны — избранные псалмы, соответствующие дню или празднику. Священнослужители в это время причащаются в алтаре.

И вот снова открываются Царские Врата в знак того, что само Царство Небесное открыто для нас. «Со страхом Божиим и верою приступите!». Верующие благоговейно крестятся и кланяются в пояс Святым Тайнам, как Самому воскресшему Спасителю, и приветствуют Его словами: «Благословен грядыи и во имя Господне: Бог Господь и явися нам»!

После сего достойные причаститься, сложив крестообразно руки на груди, приступают к Святым Тайнам. Во время причащения верующих лик поет: «Тело Христово приимите и Источника безсмертного вкусите»!

Причащение младенца