Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси. РГАДА. Фонд 1475

Московская старообрядческая архиепископия, «Актеон», 2014

Центральный государственный архив древних актов. «Канцелярия Архиепископа Московского и всея Руси»,
оп. I (1887–1917 гг.). Из предисловия к каталогу издания

Белокриницкая иерархия — крупнейшая церковь старообрядцев дореволюционной России возникла в 1846 г. в селении Белая Криница, на территории Буковины (Австро-Венгрия). С 50-ых годов стала распространять свое влияние в России. До 1873 г. церковная иерархия в России подчинялась митрополиту Белокриницкому, а затем архиепископу Московскому и всея Руси. Его резиденция располагалась в Москве на Рогожском кладбище. Первым архиепископом Московским и всея Руси стал Антоний Шутов (1860–1881). Уже в его правления Белокриницкая иерархия располагала в России 12 епархиями [1]. Архиепископ возглавлял образованный в 1862 г. московский Духовный Совет, являвшийся постоянным органом [2]. Время от времени для решения наиболее важных дел собирались т. н. «Освященные Соборы старообрядческих епископов». Такие Соборы с 1898 г. стали проводиться ежегодно. В 1862 г. в Белокриницкой иерархии произошел раскол, в связи с изданием «Окружного послания», означавшего дальнейшее сближение части руководства Белокриницкой иерархии, по религиозно-догматическим вопросам, с господствующей православной церковью. Противники «Окружного послания» образовали особую партию «неокружников» («раздорников»), на сторону которых перешла часть епископов. Лишь в 1906 г. удалось в основном  ликвидировать последствия раскола.

С момента образования Белокриницкая иерархия вступила в острый конфликт с православной церковью и правительством. Лишь после издания закона 3 мая 1883 г. в стране было ограничено преследование старообрядцев за справление ими обрядов своей церкви, однако фактически Белокриницкая иерархия и в дальнейшем находилась на полулегальном положении. В конце XIX начале XX вв. усилилось давление правительства на крупнейшую оппозиционную церковь старообрядцев, что выразилось в частности в неоднократных требованиях от руководителей Белокриницкой иерархии отказаться публично именовать себя духовным званием архиепископа Московского и всея Руси.

В январе 1900 г. особое совещание в составе обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, министра юстиции Н. В. Муравьева, министра внутренних дел Д. С. Сипягина и под председательством московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича приняло решение о высылке архиепископа Иоанна Картушина (1898–1915) за пределы Московской губернии и наметило ряд других мер, призванных подорвать влияние Белокриницкой иерархии. Ответом на угрозу репрессий явилось консолидация старообрядцев и активизация их общественной деятельности. 14 сентября 1900 г. в г. Москве состоялся первый Всероссийский старообрядческий съезд и за тем такие съезды стали созываться ежегодно для решения «дел общественного строя и управления хозяйственной части». Был образован исполнительный орган — Совет всероссийских съездов старообрядцев [3]. При архиепископе Иоанне происходят и другие изменения. В 1898 г. были восстановлены «Освященные Соборы», оттесненные на второй план в правление архиепископа Савватия Левшина (1881–1898) московским Духовным Советом. В 1898 г. Духовный совет был упразднен, тем самым было ограничено влияние советских лиц на решение внутрицерковных вопросов. При архиепископе была образована Канцелярия, которую возглавил дьякон А. П. Богатенков. После возведения его в 1907 г. в сан епископа Рязанского и Егорьевского Александра он, проживая в г. Москве, по прежнему ведал Канцелярией. В 1911 г. был учрежден Совет при архиепископии для рассмотрения «церковно-общественных дел и вопросов и разъяснения таковых». В его состав кроме духовенства вошли и миряне, что вновь привело к возрастанию влияния светских лиц. Сложившаяся при архиепископе Иоанне структура управления сохранилась и при его преемнике Мелетии Картушине (1859–1934).

В 1916 г. старообрядческая церковь имела в России 19 епархий: Московскую, Петроградско-Тверскую, Нижегородско-Костромскую, Казанско-Вятскую, Самарско-Сибирско-Уфимскую, Саратовско-Астраханскую, Пермско-Тобольскую, Томскую, Иркутскую и всея Восточныя Сибири, Уральско-Оренбургскую, Донскую, Кавказскую, Калужско-Смоленскую, Новозыбковскую, Киевскую, Одесско-Балтовскую и всея Бессарабии, Рязанско-Егорьевскую, Ярославско-Архангельскую, Харьковскую. Московская епархия, к которой причислялась и община старообрядцев г. Варшавы, возглавлялась архиепископом, при котором был образован епархиальный Совет, а остальные епископами. Кроме того 3 епархии были за границей: Белокриницкая (Австро-Венгрия), Славская и Тульчинская (обе в Румынии). Во главе первой был митрополит, а во главе других — епископы [4]. Надзор за священниками и прихожанами в каждой из епархий осуществляло несколько благочинных. По данным Всероссийской переписи населения на 1 января 1912 г. из 2 206 621 старообрядца России приверженцев Белокриницкой иерархии было 787 983 человека, т. е. 36% общего числа старообрядцев страны [5].

Документальные материалы Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси до 1924 г. хранились на Рогожском кладбище, а затем были переданы в историко-культурную секцию Е.Г.А. и впоследствии, в 1930 г., вошли в состав ЦГАДА (Древлехранилища).

---------------------------

[1] Марков С. Краткий исторический очерк австрийского раскольнического священства. Калуга 1885 г. Субботин Н. История Белокриницкой иерархии, т. I, М., 1874 г.
[2] Для решения «духовно-гражданских дел» в его состав приглашались т. н. «попечители» из числа знатных и богатых старообрядцев.
[3] Бонч-Бруевич В. Д. Избранные сочинения т. I, М., 1959 г., с. 92–98
[4] К 1982 г. сохранились лишь 5 епархий: Московская, Кишиневская, Киевско-Винницкая и Одесская, Донская и Кавказская, Клинцовская и Новозыбковская.
[5] «Статистические сведения о старообрядцах ( на 1 января 1912 г.)» СПб., б.г.

---------------------------
 

Архив старообрядческой Церкви 1887–1917. Читать онлайн

Инструкция для удобного изучения дел архива старообрядческой Церкви на сайте «Русская вера». Весь архив состоит из 659-ти дел + каталога издания, разделенных по номерным группам. В каждой группе (для удобства) содержится 100 дел. Для онлайн чтения нужно выбрать номер дела и перейти по ссылке. Каждая ссылка открывается в новом окне. Само дело представлено в виде собранных отсканированных архивных документов. Для выбора интересущего вас временного периода или тематики воспользуйтесь каталогом издания, перейдя по соответствующей ссылке. Со временем планируется подготовить более подробное описание разделов и улучшить навигацию по архиву.

 

 

Фонд 1475. Каталог издания

Дело 001–100

 

Дело 101–200

 

Дело 201–300

 

Дело 301–400

 

Дело 401–500

 

Дело 501–600

 

Дело 601–659


Обзор книги