Преподобный Кирилл Белозерский

Преподобный Кирилл Белозерский считается одним из основных столпов древнерусского иночества. Благодаря его подвижническим трудам христианское просвещение и православные  монастыри распространились по всему северу Руси. 22 июня Церковь отмечает день преставления преподобного отца нашего Кирилла, игумена Белозерскаго, чудотворца, основавшего в 1397 году в вологодской земле Белозерский монастырь, который впоследствии стал крупнейшим духовным центром Руси. Подвиги преподобного Кирилла являют собой важный пример подлинного ревнительства, когда человек, всячески избегая славы человеческой, совершает дела во имя Господа и Церкви Христовой.

 

Юность Козмы

Преподобный Кирилл Белозерский родился в 1337 году в благочестивой семье. При крещении его нарекли Козмой. Отрок часто проводил время за молитвой и чтением богодухновенных книг. Перед смертью родители поручили заботу о сыне боярину Тимофею Васильевичу Вельяминову. Вельяминов являлся влиятельным боярином в Москве, окольничим при дворе великого князя Димитрия Донского. Когда Козма достиг совершеннолетия, Вельяминов назначил его казначеем своего имения. Но Козму тяготила светская жизнь, и он искал молитвенного уединения. Тимофей не разделял желания юноши оставить у него службу и принять иночество. Однако боярина посетил игумен Стефан Махрищский (ум. 1406 г.) и просил отпустить Козму. Сперва Вельяминов гневался и не хотел уступать, но вскоре раскаялся и принял решение Козмы стать монахом.
 

Инок Кирилл

Козма отправился в Успенский Симонов монастырь, где принял иноческий постриг с именем Кирилл. Чин пострижения в иноки совершил архимандрит Феодор (ок. 1340-1394 гг.), будущий архиепископ Ростовский.

Успенский Симонов монастырь

Иноческие труды Кирилл совершал под наставничеством монаха Михаила (ум. 1402 г.), который впоследствии стал Смоленским епископом. Кирилл подражал во всех делах своему учителю. Как-то раз он стал просить Михаила, чтобы тот разрешил ему принимать пищу через два-три дня, но старец не одобрил это, а разрешил вкушать пищу, как и вся братия, ежедневно, но не до полной сытости. Ночью старец Михаил молился Псалтырь, а Кириллу велел творить поклоны, и часто это продолжалось до тех пор, пока не начинали бить в било. В храм же Кирилл старался прийти раньше всех. Инок Кирилл работал в монастырской хлебопекарне: носил воду, колол дрова и раздавал хлеб. Он уклонялся от любой человеческой славы и даже пытался принять на себя подвиг юродства. Однако игумен наказал его за нарушение общепринятого в монастыре поведения, назначив ему сорок или более дней вкушать только хлеб и воду. Но это только обрадовало инока Кирилла, и по выполнении епитимии он снова принимался юродствовать, чтобы  принять от старца еще большую епитимию.

 

Архимандрит Симонова монастыря

Впоследствии по воле игумена Кирилл принял священнический сан. Кроме богослужений, он выполнял самую тяжелую работу в монастыре. В 1390 году Кирилл становится архимандритом Симонова монастыря, поскольку Феодора избирают архиепископом Ростовским.

Феодор, архиепископ Ростовский

Архимандрит Кирилл трудился на благо монастыря, который процветал благодаря его усердию. Он никогда не возносился, несмотря на свой высокий сан. Являлся образцом смирения, помогал всем нуждающимся.
 

Подвиг безмолвия

Спустя некоторое время архимандрит Кирилл принял решение сложить сан и затвориться в келье, приняв на себя подвиг безмолвия. Ввиду того, что обитель не могла оставаться без архимандрита, им избирают Сергия Азакова (ум. до 1433 г.), впоследствии ставшего рязанским епископом. Как не избегал человеческой славы Кирилл, но Бог только больше прославлял Своего угодника. Так, к нему шли за помощью, утешением и духовной пользой люди со всех русских земель. Видя это, новый архимандрит Сергий, чувствуя, что им самим пренебрегают, затаил гнев на Кирилла. Когда же Кирилл узнал о Сергиевой зависти, он не оскорбился и не рассердился, ничего не сказал ему на это, а лишь продолжал пребывать в уединении и безмолвии.
 

Основание Белозерской обители

Как сообщает Житие преподобного Кирилла, однажды ночью во время молитвы он услышал голос Богородицы:

Кирилле, изыде отсюду и иди на Белоезеро, тамо бо уготовах ти место, в немже можеши спастися.

И тут в его келье возник яркий свет. В указанное Божией Матерью место священноинок Кирилл отправился вместе с иноком Ферапонтом. На берегу Сиверского озера Кирилл выкопал пещеру, где пребывал в молитвенных подвигах. Шел 1397 год. Таким образом, было положено начало монастырю в честь Успения Пресвятыя Богородицы, который позднее стал именоваться Кирилло-Белозерским. Спутник священноинока Кирилла, монах Ферапонт, неподалеку основал Богородице-Рождественскую обитель, известную сейчас как Ферапонтова.

Ферапонт Белозерский. Икона XVII века

Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь

Искушения

Некоторое время священноинок Кирилл претерпевал различные искушения. Однажды он чуть не погиб, когда на него во время сна стало падать дерево. Он услышал во сне голос, который призывал его проснуться, и таким образом он спасся от гибели. Как-то раз, когда он вырубил лес и очистил место, он собрал воедино хворост и зажег его, что спровоцировало пожар, но опять же священноиноку удалось спастись. Уединенная жизнь Кирилла недолго оставалась таковой. Совсем скоро к нему пришли иноки Зеведей и Дионисий из Симонова монастыря. Постепенно стали приходить те, кто желал стать монахом. Но тут возникли новые беды. Местный боярин Феодор полагал, что священноинок Кирилл принес с собой из Симонова монастыря большую казну, и он подослал к нему грабителей, но когда они приблизились к обители, то увидели множество людей: кто-то из них стрелял из лука, кто-то делал что-то другое. Они решили подождать, когда все уйдут. Долго ждали, но так и не дождались и ушли прочь. И это повторялось не раз. Но когда боярин узнал, что последние две недели в монастырь никто не приезжал, он понял, что Кирилла Богородица уберегает от всех зол. Тогда Феодор раскаялся, пришел к Кириллу и рассказал ему о своих злодеяниях. Человек по имени Андрей возненавидел Кирилла, потому что тот поселился на этой земле, поблизости от его владений. Он неоднократно пытался поджечь келью Кирилла, но ему не удавалось этого сделать. Тогда он раскаялся в своих недобрых стремлениях и спустя время уже сам принял постриг от рук преподобного.
 

Устав обители

Когда постепенно увеличилось число иноков, Кирилл написал устав общежительного монастыря весьма высокой строгости. Так, например, в храме никто не мог разговаривать, никто не должен был выходить из церкви до окончания службы, к святому Евангелию подходили по старшинству. Во время трапезы у каждого было свое место, и пищу вкушали без каких-либо бесед. Кирилл сам заботился о трапезе для братии, а иногда даже принимал участие в приготовлении. Однако мед и вино, и другие хмельные напитки были не позволены в монастыре. После трапезы каждый молча шел в свою келью. Если кто из иноков получал письма или подарки, он должен был прежде показать их игумену Кириллу. Также без благословения Кирилла не писали никаких писем. Деньги хранились в монастырской казне, никто не имел никакой собственности. Инокам не разрешалось даже иметь свою воду в кельях. Кельи не запирались, кроме икон и книг в них ничего не хранили. Как-то раз проживавший неподалеку боярин Роман решил отдать в дар обители село и прислал дарственную грамоту. Кирилл же посчитал, что с появлением в собственности монастыря сел у братии возникнут заботы о земле, появятся жители, будет нарушено иноческое безмолвие, и отказался от дара. Стоит отметить, что в отношениях с мирской властью Кирилл был независим, но в то же время кроток и миролюбив.

Кирилло-Белозерский монастырь с Сиверского озера

Чудеса Кирилла Белозерского

Господь наградил основателя Белозерской обители даром прозорливости и исцелений. Некий человек по имени Феодор пришел в монастырь и спустя время возненавидел игумена Кирилла так, что не мог смотреть на него и хотел бежать из обители. Он пришел в келью Кирилла и, взглянув на его седины, от стыда не мог сказать ни слова. Кирилл сказал ему: «Не скорби, брате Феодоре! Вси бо съблазнишася о мне, ты же единъ истинъствова и позна мене грешника быти. Кто бо есмь азъ грешный и непотребный?» После он благословил Феодора и добавил: «Иди, брат, с миром в свою келью. Больше не придет на тебя такая напасть». С того времени Феодор в спокойствии жил в обители.

Однажды не хватило вина для Божественной литургии, и об этом сообщили игумену Кириллу. Кирилл велел принести ему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода Кирилл раздавал хлеб всем, кто нуждался, и он не заканчивался, несмотря на то, что обычно его запасов хватало только инокам. Известен случай, когда Кирилл укротил бурю, угрожающую рыбакам. Вот как этот случай описан в Житии:

Ниже се да умолчано будеть, бывшее блаженым отцемъ Кирилломъ. Некогда пославшу святому на езеро рыбы ловити, и темъ ловцемъ отплувшем, посреди езера бывшим, бысть буря велиа въ езере, и волны паче превъсхождаху и възвышахуся, и смертию претяще. Темьже, злостражуще от волнъ, не можаху къ брегу приити, и уже живота отчаявшимся, смерть предочима имуще. Некый же человекъ, Флоръ именемъ, стоя тогда на брегу езера, зря беду и погыбелъ ловцемъ, скоро притече къ святому и сказуеть ему беду, яко: «Ловци, — рече, — въ езере утопают!» Святый же слыша, скоро въста и, крестъ в руце вземъ, течаше и на брезе езера бывъ. И знамение крестное сътвори крестом, егоже ношааше, и абие в той час преста езеро от волнениа своего и в тишину велию преложися. И ловци от истоплениа избывше и на сухо приставше, глаголаху къ святому, яко: «В велице беде быхом, аще не бы ты предварилъ молитвою своею къ Богу». И того дни ловци тии яшя множество рыбъ паче прьвых дний.

Также он сказал братии, что никто из них не умрет до его кончины, несмотря на мор, но после его смерти в мир иной уйдут многие монахи.
 

Преставление Кирилла

Последнюю Литургию в своей жизни Кирилл совершил в Троицын день. 9 (с.ст.) июня 1427 года, в день памяти святителя Кирилла (376-444 гг.), архиепископа Александрийского, священноинок Кирилл преставился. В первый год после его смерти один за другим умерли более 30 иноков.
 

Библиотека Кириллова монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь являлся одним из главных книжных центров Руси. При земной жизни Кирилл уделял немало времени духовному просвещению, к чему и наставлял других. Согласно описи 1653 года в Белозерской обители числилось более 2000 книг. Библиотека Кирилла частично сохранилась до наших дней. Среди книг 2 Евангелия, 3 канонника, «Лествица» Иоанна Синайского со святым Аввой Дорофеем, святцы и другое. Кроме того, сохранились послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского: великому князю Василию, Андрею Дмитриевичу Можайскому и Георгию Звенигородскому, которые являются образцом миролюбия, доброты и мудрости.

Общерусское почитание основателя Белозерского монастыря началось не позднее 1447-1448 годов. Житие преподобного Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия (?-1475 г.) и великого князя Василия Васильевича (1415-1462 гг.) священноиноком Пахомием Логофетом (?-ум. не ранее 1484 г.). Автор Жития в 1462 году побывал в Кирилловой обители, где застал многих учеников преподобного Кирилла, игумен обители Касиан рассказал ему о чудесах преподобного Кирилла. Ученик Кирилла Мартиниан (ок. 1400-1483 гг.) подробно рассказал о жизни преподобного.

Дионисий Глушицкий (1363-1437 гг.) написал прижизненную икону преподобного Кирилла Белозерского, которая находится в ГТГ в Москве.

Преподобный Кирил Белозерский. Икона письма Дионисия Глушицкого, 1424 (?), ГТГ

Надпись на киоте, в котором находилась икона:

Образ чудотворца Кирилла списан преподобным Дионисием Глушицким, еще живу сущу чудотворцу Кириллу, в лето 6932. Сделан сий кивот в дом пречистыя и чудотворца Кирилла в лето 7122 по благословению игумена Матфея в славу Богу, аминь.

В 1547 году Кирилл Белозерский был причислен к лику святых.

Рака преподобного Кирила. Кирилло-Белозерский монастырь, Кириллов, Российская империя, 1909 год. Фотография С. М. Прокудина-Горского

Память преподобному Кириллу совершается 22 июня.

Тропарь преподобному Кириллу Белозерскому, глас 1. Яко крин в пустыни давыдски процвел еси отче Кириле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением ти наставляемых : их же и до конца яко чадолюбивый отец не остави посещая. да вси вопием ти, слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак преподобному Кириллу Белозерскому, глас 8. Яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования отче, к Вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему: яко да святое твое успение празднующе вопием, радуйся преблаженне Кириле отче наш.

Преподобный Кирил Белозерский с житием. Москва. Начало XV в. Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГРМ. Санкт-Петербург

Преподобный Кирил Белозерский. Русь. Середина XVI века. С 1920-х в ГВСИАХМЗе. Суздаль.

Некоторые изменения в уставе Кириллова монастыря

После преставления игумена Кирилла устав основанной им обители претерпел некоторые изменения, в частности, это касается монастырской пищи. Согласно келарскому Обиходнику 1655 г. старца Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г., одним из главных разделов келарского Обиходника является книга Праздничная, то есть устав братской трапезы в праздничные дни. В ней подробно расписано меню на каждый скоромный и постный день. Например, согласно Обиходнику, были четыре сорта праздничных квасов: медвяной; ячменный, смешанный пополам с медвяным; ячменный и ячменный, смешанный с овсяным или ржаным. Примечательно, что медвяной квас подавался на три праздника: Пасху, Успение и память чудотворца Кирилла. На двунадесятые праздники участников богослужения в качестве награды за труды посылали пить квас.

Можно сказать, что квасу уделялось особое внимание в Кирилловой обители. Даже в Великую субботу, как только заходило солнце, братии давали квас и булочку, «посиления ради телеснаго». Однако, как сказано было ранее, преподобный Кирилл в своей обители запретил употреблять медовые напитки. В праздничные дни вместо ржаного хлеба подавался белый. Стоит сказать о меню в Великий пост. В пять суббот поста употреблялась заупокойная пища с рыбой: 1 и 2 субботы — по царю Ивану IV, 3 и 5 — по царевичу Ивану Ивановичу,  4 — по игумену Христофору (был учеником преп. Кирилла). Также в первое воскресенье Великого поста была заздравная трапеза с рыбой — за царя.

Послабление в братской трапезе с практикой заупокойных и заздравных трапез, а также с постановлением Стоглавого Собора:

Да в великих же и честных монастырех стригутся князи и бояре и приказные люди великие и немощи или при старости, и дают вкупы великие и села вотчинные по своих душах и по своих родителех в вечной поминок, и тем за немощь и за старость законов не полагати о трапезном хождении и о келейном ядении; покоити их по разсуждению ествою и питием, про таких держати квасы сладкие, и черствые, и выкислые — кто какова потребует, и ества тако же, или у них лучится свой покой, или от родителей присылка и о том их не истязати же.

Преподобный Кирил Белозерский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Судьба Кирилловой обители после кончины ее основателя

В 1497 году был возведена первая каменная постройка Кирилло-Белозерской  обители — собор Успения Пресвятыя Богородицы.

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря

В 1519 году была построена трапезная церковь Введения во храм Богородицы.

Церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы с трапезной палатой

В середине XVII в. в монастыре было 19 престолов. По описи на 1621 год в обители было 186 монахов. Обитель росла, богатела и постепенно стала крупнейшим церковным землевладельцем. За монастырем числилось более шестисот деревень, что, кстати, также противоречило первоначальным заветам преподобного Кирилла, который отказывался от принятия в дар земельных владений.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предотечи Кирилло-Белозерского монастыря

Как и другие обители русского севера, Кириллова являлась местом заточения церковных и светских деятелей разных периодов. Здесь находились в заключении Вассиан Патрикеев, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. И. Мстиславский, Б. И. Морозов, князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын).

После своего извержения из сана в 1667 году в Кириллов монастырь был заключен бывший патриарх Никон. Однако жизнь Никона в монастыре нельзя назвать стесненной, он имел полную свободу в передвижении по территории обители и в пределах земель принадлежащих монастырю, царь регулярно присылал ему самые разные дары: шубы, вино, дорогостоящие продукты питания. Какого-то серьезного надсмотра над изверженным патриархом не было. У него нередко бывали гости, а в окрестностях монастыря Никон воздвиг несколько крестов, посвященных самому себе и своим «подвигам». Ныне в музее монастыря хранится трон, который был сделан по заказу Никона. На его ручке имеется надпись, вырезанная самим мятежным патриархом: «Сей трон Никона пострадавшего за святую Церковь».

В 1600 году вокруг монастырских сооружений была построена первая крепостная каменная стена с 8 башнями. На территории обители находилось 9 каменных храмов. Кельи и хозяйственные постройки были деревянными. Смутное время Кириллов монастырь пережил относительно благополучно. В 1654-1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, сохранившиеся до наших дней. В Петровское время экономическое значение монастыря стало падать. В 1764 указом Екатерины II Кириллова обитель была лишена крестьян и угодий. В 1776 году из монастырской слободы был образован город Кириллов. С приходом к власти большевиков игумен обители был расстрелян, а сам монастырь был упразднен. Наиболее ценные иконы были вывезены из монастыря в музеи Москвы и Ленинграда. Была вывезена и уникальная монастырская библиотека. Среди вывезенных книжных трудов — наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.

Дореволюционная фотография Кирилло-Белозерского монастыря. Автор С. М. Прокудин-Горский

В 1924 году в разоренном монастыре был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Это событие в какой-то мере позволило избежать сноса монастырских сооружений, который в то время в стране проходил повсеместно. В музее была развернута реставрационная деятельность, были привезены памятники деревянного зодчества из окрестных деревень. С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. В 1997 году часть территории монастыря была передана Вологодскому епархиальному управлению. В 1998 году зарегистрирован Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллов Вологодской области РПЦ МП. Сейчас музей и монастырь РПЦ делят территории обители между собой на две части. В церкви преподобного Кирилла под спудом находятся мощи преподобного Кирилла Белозерского.