Ctrl+Enter — отправить

Иван

Глебу вынужден возразить. Он заблуждается. Как диакон не может совершать ничего в храме без воли и благословения священника, точно так и священник ничего не может делать без воли и благословения епископа. Полномочия священника ограничены его приходом, если это нарушается без соответствующего благословения, может последовать жесткое наказание.
Священник может причащать и соборовать больного епископа по его просьбе. Исповедовать также только по его просьбе. Миропомазывать архиерея иерей не может. Само миро дает ему правящий архиерей, передавая тем самым как бы часть своих полномочий. В Древней Церкви (и до сих пор в Римо-католической) миропомазывал только архиерей. Какие-либо полномочия можно от архиерея получить, но нельзя их восхищать!
более 3-х месяцев назад

Andrey

Приветствую Вас, отче! Все верно, священник не имеет права восхищать полномочия. Но примирять кающихся - это полномочия священника, особенно в отсутствие епископа. В древности миропомазание и присоединение к Церкви совершали архиереи, но если обратиться к практике Русской Церкви, то в оной такое право было делегировано священникам. Что бы в этом убедиться, достаточно открыть чин присоединения, через миро в Большом Потребнике. А право примирить любого кающегося с Церковью в отсутствие епископа священнику дает право 52 пр. Карфагенского Собора, в котором сказано: "Пресвитер же без воли епископа не разрешает кающагося, разве во время надлежащия нужды, в отсутствии епископа". Вот наши священники и разрешали кающихся в виду отсутствия епископа, но наличия надлежащей нужды. Кроме того, у РДЦ и РПСЦ в данном случае совершенно разные основания. В РПСЦ считается, что любого еретика, не имеющего благодатной хиротонии, можно миропомазать и хиротония еретика станет благодатной. В РДЦ такое рассуждение считается ошибочным, а само принятие хиротонии от подобных еретиков невозможным. Суть же и причины совершавшегося миропомазания над епископами у нас вполне разъяснил минувший Собор.
более 3-х месяцев назад

Глеб

Разница между епископом и священником с одной стороны, священником и диаконом – с другой стороны, несравнимо велики. Диакон, имея любые благословения, тем не менее, не имеет право совершать ни одного церковного таинства. Священник же имеет право совершать все таинства, кроме единственного – хиротонии, т. е. возведения другого лица в священный сан.

Что касается о благословении архиереем священника на определенные действия, то эти правила относятся к корпусу правил дисциплинарно-канонического характера. Точно так же, как аналогичные дисциплинарные правила касаются и епископов, например, в части перемещения епископов с кафедры на кафедру (они воспрещены как таковые) или раздела епархий.
Однако, также хорошо известно, что дисциплинароно-канонические правила в реальной практике церковной жизни, имеют свойство экономически ослабляться, а то и вовсе не исполнятся при наличии совершенно определенной и весомой причины.

Так вот, вполне, естественно, что в отсутствие архиерея священник продолжает совершать Богослужение, включая Литургию, а также требы и прочие последования, не исключая и чиноприем от инославных. Известно множество случаев в истории и современной жизни самых разных церквей, когда целые церковные области временно оставались без архиереев (вдовствующими) по тем или иным причинами, однако никакого прекращения Богослужения или совершения Таинств в этот момент не происходило.

Естественно, что и мера самостоятельности священника определяется внешними обстоятельствами, например, временем отсутствия архиерея на кафедре и т. п. Этот принцип, кстати, применяется и в практике т. н. клинического совершения таинств, когда в исключительных ситуациях отдельные виды таинств, например, крещение или даже причащение запасными Дарами может произвести мирянин.

На мой, личный взгляд, этот принцип вполне укладывается в иерархическую систему человеческого общества, когда, при отсутствии руководителей высшего звена (в государстве, армии или на производстве) управление вполне обоснованно, в целях избежание хаоса и распада переходит к следующему «младшему по званию»

более 3-х месяцев назад

Иван

В словах о. Андрея и Глеба много правды, но не во всём могу согласиться. Нельзя все Таинства рассматривать «до кучи». Они весьма разные и возможности священника по отношению к ним – разные. То, что не предусмотрено правилами (а они регламентируют большей частью нормальную жизнь Церкви), то нужно искать в исторической практике, в прецедентах.
Вопросы подняты очень сложные, их трудно рассмотреть в интернетовской дискуссии. Между РПЦ и старообрядческими согласиями есть расхождения экклесиологические, и даже в понимании значения Мvра (это не магическое вещество, а сакральное, к которому применимо и понятие актуальности).
В словах о. Андрея и Глеба много правды, но не во всём могу согласиться. Нельзя все Таинства рассматривать «до кучи». Они весьма разные и возможности священника по отношению к ним – разные. То, что не предусмотрено правилами (а они регламентируют большей частью нормальную жизнь Церкви), то нужно искать в исторической практике, в прецедентах.
Вопросы подняты очень сложные, их трудно рассмотреть в интернетовской дискуссии. Между РПЦ и старообрядческими согласиями есть расхождения экклесиологические, и даже в понимании значения Мvра (это не магическое вещество, а сакральное, к которому применимо и понятие актуальности).
В сложных ситуациях главный критерий – совесть. Но и разумом не следует пренебрегать. Я, к слову, по доброму завидую таким иереям как о. Михаил Макеев. Твердая и искренняя вера. В хорошем смысле слова – детская. Для таких почти нет богословских вопросов. Для них Святая Соборная Апостольская Церковь – это их деревня (из которой желательно не выезжать) и две хаты в соседней деревне. Но тогда и прихожан как 40 было, так 40 и останется. В лучшем случае.Даже готов согласиться, что по нашим временам так и надо. Но не все так могут.
В русской церковной практике были свои особенности, обусловленные, поимимо прочего, и расстояниями, в т. ч. до епископа. Но важный вопрос все же остается: какие были прецеднты присоединения епископа священником до старообрядческого раскола?
И еще: святители исповедуются, конечно, у своих духовников (не патриархи же у патриархов), но выбирают, как правило, черное духовенство, духовно опытное и не дающее «административных» советов. Тут речь идет о разрешении грехов, а не благословении меньшим большего.
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

> В хорошем смысле слова – детская. Для таких почти нет богословских вопросов.
> Для них Святая Соборная Апостольская Церковь – это их деревня (из которой
> желательно не выезжать) и две хаты в соседней деревне.

Прекрасно сказано.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Сергий 985

> Представители Древлеправославной Церкви называют свою иерархию уникальной, так как в христианском
> мире она не ставится под сомнение, в отличие, например, от белокриницкой.

Читал где-то, что в РПЦ признать РДЦ могли бы намного проще, чем РПсЦ. И говорилось это вроде кем-то из РПЦ.
более 3-х месяцев назад

Sergey

Это связано с тем, что по поводу новозыбковской иерархии не было синодальных постановлений, аналогичных тем, что принимались в 19-м веке против белокриницких.
более 3-х месяцев назад

Александр

А как вообще иерей может принимать епископа? Нонсенс?
более 3-х месяцев назад

Глеб

Также как иерей может совершать любое другое таинство, священнодействие и чинопоследование над епископом: причащать, исповедовать, соборовать и т. п.
более 3-х месяцев назад

Александр

Глеб, а можете привести пример аналогичной ситуации из истории Церкви (кроме РПсЦ и РДЦ) ?
более 3-х месяцев назад

Александр

"Без всякого же прекословия меньший благословляется большим" Вам знакомо это?
более 3-х месяцев назад

Andrey

Например, у патриарха Иоасафа I духовником был черный поп Серапион, а у нынешнего патриарха РПЦПМ Кирилла, если не ошибаюсь, духовник схиархимандрит Илий. Ну и кто из них на исповеди старший, кто младший, кому и перед кем главу преклонять? Это вопрос риторический...
более 3-х месяцев назад

Александр

У патриарха Иова также духовный отец был иереем.
http://www.sedmitza.ru/text/443586.html
Цитата: "«К сей духовной патриархов духовной отец священноинок Феодосей руку приложил»."
более 3-х месяцев назад

Александр

Если у Епископа духовный отец иерей, значит священник совершает таинства над архиереем.
более 3-х месяцев назад

Иван

Если Христос крестился у Иоанна, то это не означает, что Иоанн крестил Господа. К тому же Таинства совершает Господь, у священника несколько иная функция - видимое исполнение Таинства.
более 3-х месяцев назад

Александр

Иерей может совершать все разрешенные ему таинства, вне зависимости от того, над кем он их совершает.
более 3-х месяцев назад

Иван

Простите, это - опасное заблуждение. Иерей может совершать таинства не только не над кем угодно, но и не где угодно. Так же и архиерей - только в пределах своей епархии.
более 3-х месяцев назад

Александр

Я вижу, вы человек очень образованный и начитанный.
Прошу вас указать правила, в которых указываются ограничения полномочий иерея в случае неимения епископа.
более 3-х месяцев назад

Иван

Это рядом с теми правилами, которые подтверждают полномочия иерея в случае неимения епископа.
более 3-х месяцев назад

Иван

А если без шуток, то поинтересуйтесь у иереев, какую ставленическую грамоту они подписывают при поставлении.
более 3-х месяцев назад

Alexander

"Люди приходят, спрашивают: «У вас Церковь какая?» Я говорю: «Православная». «А там какая?» Я говорю: «Не знаю"
- любимая уловка попов как РДЦ, так и РПСЦ. Если ты поп, ты должен знать, обязан уметь объяснить опасность любого еретического сообщества, знать все их особенности, и не только вероучительные, но и обрядовые. Тыжпоп, ты должен спасать овец от волков. А так придуряться: а что там у никониан я не знаю, ну не знаешь, не надо было в попы идти.
более 3-х месяцев назад

Александр

"А право примирить любого кающегося с Церковью в отсутствие епископа священнику дает право 52 пр. Карфагенского Собора, в котором сказано: "Пресвитер же без воли епископа не разрешает кающагося, разве во время надлежащия нужды, в отсутствии епископа". Только Вы забываете об одной вещи:речь идет об отсутствии епископа и это не подразумевает того, что в мире совсем не осталось православных епископов. Мне бы хотелось пример из церковной истории, когда все вообще православные епископы исчезли с лица земли, а иерей принимал бы епископа "еретика".
более 3-х месяцев назад

Александр

"Если ты поп, ты должен знать, обязан уметь объяснить опасность любого еретического сообщества" . В данном случае М.Макеев не лукавит, ведь он действительно не знает ( как и любой другой здравомыслящий человек) и не видит никакой ереси в Русской Православной Церкви, ибо её там не обретается.
более 3-х месяцев назад

Иван

В обсуждении обрелось много Александров. С последним из них я согласен полностью.
более 3-х месяцев назад

Кирилл

РДЦ вышла из диалога с РПЦ МП и ведет плодотворный диалог со старостильными церквями. Это обнадеживает.
более 3-х месяцев назад

Сергей Агеев

"ведет плодотворный диалог со старостильными церквями"

Но там же все равно общепринятые обряды, такие же как в РПЦ. Как же они договорится?
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

> РДЦ вышла из диалога с РПЦ МП и ведет плодотворный диалог со старостильными церквями.
> Это обнадеживает.

О чем диалог? И думаю, что радоваться можно будет когда договорятся до чего-то. Пока что при обилии диалогов самых разных не понятно удалось ли хоть о чем-то кому-то договориться. Встретятся, зачитают друг другу свои изложения на тему "Как случился церковный раскол" или "Кто такие старообрядцы", обменяются вопросами и разойдутся. А через год-полтора выяснится, что ни ответов ни приветов, только комментарии типа "Ну мы вопросы задали, они не ответили, это не мы, это они не ответили".
более 3-х месяцев назад

Иван

И еще вопрос: кого обнадеживает и в чем обнадеживает?
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить